Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30193 члена ФАР

Александр Киселев: Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма

Александр Киселев: Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма







































Старший тренер ЦШИ о новых идеях по подготовке инструкторов альпинизма.

Внимательно слежу за дискуссией на сайте вокруг статьи Сергея Веденина, в которой он, на мой взгляд, довольно аргументировано и точно представил идеи по изменению подходов к подготовке инструкторов альпинизма, которые обсуждаются тренерским штабом ЦШИ.

Позволю себе привести несколько личных впечатлений и дополнительных пояснений по изменениям в работе ЦШИ по обсуждаемой теме:

1. Отработав за последние годы одним из руководителей в девяти Школах инструкторов альпинизма (в т.ч. семь ЦШИ), постоянно отмечаю, что многие курсанты, включая КМС-ов по альпинизму, поступающие в школу, имеют, по сути, формальные разряды, подтвержденные набором вершин. Техническая подготовка слаба, применяемые технические приемы зачастую весьма специфичны, а иногда просто опасны.
Говоря по простому – «кто во что горазд»: каждый приезжает в школу со своими приемами, «мотявочками», не сертифицированным, устаревшим и изрядно поношенным снаряжением, которое развешено на «теле» где попало и как попало (от каски до пят) в максимальном и малополезном наборе, в общем – «партизаны».

2. В ЦШИ мы наблюдаем все многообразие региональных школ альпинизма. Причем при обсуждении преимуществ, границ применимости и безопасности этих приемов, курсанты часто ссылаются на «крутизну» тренера, который эти приемы предложил, и не приводят никаких других аргументов, не видят объективные недостатки. Те же проблемы проявлялись и в других направлениях подготовленности кандидатов в Школу: тактике восхождений, взаимодействия в группе, психологии… 

3. Слабая подготовленность подавляющего числа альпинистов (до 80% приезжающих в школу), значительно затрудняет работу школы, вынуждает первую половину времени курса (до 10 дней) уделять технической переподготовке курсантов и только потом вплотную заниматься методикой преподавания и вопросами педагогики.
Низкий уровень технической квалификации альпинистов старших разрядов - по сути одна из основных претензий тренеров ЦШИ к учебной работе на УТС региональных ФА и альпклубов.

4. Эти факты говорят о том, что в нашем учебном альпинизме что-то «сильно не так». Тренеры на первых ЦШИ хоть и пытались прийти к единообразию в техниках и методах преподавания, но поскольку жесткие стандарты и системные рекомендации в этих вопросах отсутствовали, занятия с курсантами в основном проводились по принципу: «Учу тому, что знаю сам». Это также не способствовало формированию системной подготовки курсантов и будущих инструкторов.

Как выбраться из такой ситуации?

Изменить ситуацию можно только через введение единого альпинистского стандарта ФАР на основной перечень приемов и техник (хотя бы для базовой подготовки), а также разработку практических рекомендаций и широкое внедрение обучения этим стандартам в региональных школах альпинизма.

Начальным этапом этого процесса и занимается команда ЦШИ.
Сразу отмечу, что наш коллектив не претендует на исчерпывающую полноту знаний и необходимых действий. Мы пользуемся наработками советской и российской школы альпинизма, а также передовой международной практикой.

На наш взгляд сейчас, с учетом опыта, накопленного за последние годы в ЦШИ, созданы условия для начала работы к воссозданию качественной и полноценной системы подготовки в отечественном альпинизме.

Овладение универсальным набором стандартных приемов и техник важно не только начинающим восходителям, но поможет даже опытным альпинистам переоценить и пересмотреть собственный технический «багаж».

Внимательно изучив рекомендации UIAA к системе подготовки инструкторов, мы выбрали из них те, которые с учетом опыта и истории российской школы наиболее близки нам. Полагаем, что современная отечественная школа альпинизма должна в обязательном порядке иметь:
• единый, современный, ежегодно обновляемый набор индивидуальных и групповых техник перемещения, страховки, взаимодействия и спасения на горном рельефе;
• четкую систему оценивания процесса и результатов обучения.

Отдельная и важная задача – формирование методики преподавания альпинизма, характеризующейся следующим:

• соотношение времени на практику/теорию в процессе обучении примерно 70%/30 %;
• на практике все курсанты задействованы одновременно и постоянно (никто не стоит);
• пошаговое овладение стандартным набором изучаемых «техник» и «приемов»;
• безукоризненная и единообразная демонстрация всем тренерским составом преподаваемых приемов и техник;
• рациональное использование времени (четкий «тайминг») всего процесса обучения;
• тотальный надзор и коррекция работы и ошибок курсантов в течение всего занятия;
• детализированная и открытая система оценок;
• рекомендуемый набор современного снаряжения и одежды и т. д.;
• стандартизированные и сертифицированные места проведения учебных занятий на рельефе.

Многие могут сказать, что все эти подходы применялись в советской системе подготовки и мы «изобретаем велосипед». Действительно, перечисленные выше признаки характеризуют грамотную систему подготовки, которая существует в системах с высокой культурой.

К сожалению, сейчас в России культура обучения альпинизму утрачена и нам всем необходимо приложить немало усилий для ее восстановления на современном уровне.

Вынужден констатировать, что уровень культуры и организация подготовки в альпинизме, продемонстрированная нам экспертами из Франции, Италии и Канады заставляет еще острее ощущать недостатки текущей ситуации в нашей школе.

Результаты работы последних лет ЦШИ, где широко использовался стандартизованный арсенал современных техник, отобранных нами как из опыта советской школы, так и рекомендованных UIAA, показывают, что курсанты на 2-3 день обучения в школе начинают видеть универсальность и преемственность предлагаемых техник и активно включаются в процесс обучения.

Как человек выросший и воспитанный в советской школе альпинизма, я осведомлен о всех достоинствах существовавшей в тот момент при поддержке Госкомспорта и профсоюзов системы подготовки.
Но сегодня нет СССР и нет Управления альпинизма, на альпинистских базах которого концентрировался процесс обучения альпинистов и инструкторов. Да, в стране есть отличные спортивные команды, знаковые восхождения, крутые соревнования, но это, к сожалению, замыкается на очень ограниченном количестве альпинистов, которое не соответствует масштабам страны.

Потенциал для развития массового и спортивного альпинизма мы видим в обновленной системе подготовки в альпинизме в регионах, которая должна начаться с обновления ЦШИ и далее широко внедрятся в клубную практику.

Еще несколько замечаний по ходу возникшей дискуссии:

1. Я убежден, что в ЦШИ должен быть широкий спектр преподавателей: как молодых «технарей» - способных обучать современным техникам альпинизма, так и опытных восходителей и организаторов альпинизма, готовых передать свой богатый опыт. К сожалению, это редко совмещается, а если и совмещается, то мало кто хочет участвовать в работе Школы. Как пример – некоторые многоопытные участники дискуссии, которые много работали в лагерях, УТС, но теперь уже много лет водят клиентов.

Школа открыта для тренеров – заявляйте свои способности, возможности и желание работать. Сделайте что-нибудь для народа: напишете методичку, приезжайте в ЦШИ с лекцией или мастер-классом, участвуйте в конструктивном обсуждении общих вопросов, а не огульно злопыхайте на энтузиастов, которые что-то пытаются практически сделать. Мы не держимся за свои тренерские места в Школе. Тренеры Школы имеют свои места работы, не связанные с ЦШИ, и достаточный для жизни заработок.

В ЦШИ Мы видим не коммерческую доминанту, а желание изменить ситуацию в учебном альпинизме.

2. Все наши действия после аккредитации ЦШИ направлены на то, чтобы будущие инструкторы получили качественное, доступное обучение и востребованную квалификацию. Мы в ближайшей перспективе ориентируемся на модульное обучение, которое позволит значительно сократить перемещения и расходы на обучение.

3. После того, как в регионах будут подготовлены сертифицированные по новым стандартам инструкторы, они на местах вместе с опытными экспертами-восходителями и организаторами альпинистской работы смогут проводить региональные (клубные) школы инструкторов, объединяющие несколько регионов (клубов). На наш взгляд – это должно произойти через два-три года, а в развитых регионах – возможно и раньше. В этих же Школах может проводиться и переаттестация инструкторов.
Общим результатом должно быть значительное расширение базы грамотных современных инструкторов и, соответственно, развитие массового альпинизма в России.

4. Еще раз хочу подчеркнуть, что процессы становления новой системы подготовки и переаттестации инструкторов значительно ускорятся при внедрении технических стандартов и стандартов обучения в альпинизме.


Александр Киселев
старший тренер ЦШИ,
кмс, инструктор-методист I кат.
президент Ивановской областной федерации альпинизма.