Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31543

«Экстремальной фотографию делают спортсмены» - Антон Педько о съемке скалолазания

«Экстремальной фотографию делают спортсмены» - Антон Педько о съемке скалолазания.


С девятого июня на скалах озера Ястребиное в Ленинградской области стартует обучение по модулю «Скалолазание» школы outdoor фотографии OnSight. Мастером курса в это раз станет молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя фотограф Антон Педько (marinin). Из своих 25-ти лет десять он посвятил фотографии, а будучи родом из Крыма, не стать скалолазом и не снимать этот зрелищный вид спорта невозможно. О спорте и творчестве в своей жизни Антон рассказывает сам:



- Антон, расскажи немного о себе.

- Мне 25 лет. Родился, вырос, учился, живу и работаю в Севастополе. Прекрасный город! Город в который всегда хочется вернуться, город-герой. Фотографией занимаюсь с 2001 года. Я ходил в пешие походы по Крыму, и не снимать всю красоту нашей крымской природы было нельзя. Скалолазание в моей жизни появилось в конце 2006 года. После похода по Северному Кавказу мне почему-то захотелось лазать. До этого, конечно, тоже были попытки, но не вдохновился. Мой парашютный инструктор, Левин Андрей (скалолаз, альпинист, парашютист, планерист и еще бог знает кто) предложил мне попробовать, но как это по началу бывает - «ничего не получается, наверное, это не моё». А потом пошло и полезлось (улыбается).

- Фотография – это твоя профессия?

- Я закончил Севастопольский военно-морской институт им. Нахимова, информационный факультет, и сейчас работаю по специальности. На самом деле, очень тяжело совмещать творческую и бумажно-техническую деятельность, это как вести две жизни (улыбается).

- Да, но, к счастью, многим это удается. Значит лазать ты начал на Кавказе?

- Нет, там был альпинизм. И там я почти не снимал, только на память. Но с собой у меня был Nikon F100 (пленка). А скалолазание для меня началось в крымских районах, начиная с Балаклавы, заканчивая Симферополем - Красный камень, Никита, Морчека и др.

- Какой вид лазания предпочитаешь больше?

- Для лазания мне больше по душе спортивные маршруты, мультипитчи. Иногда тянет на восхождения, но редко, и хватает пары «пятерок» в полгода. Болдеры на последнем месте - это когда лазать хочется, но нет снаряги или жарко очень, а они в основном все в лесу, в тени.
В плане съемок примерно такой же расклад, но я больше обращаю внимание на красоту места съемки, его масштабы, объемы, нравятся высокие стеновые маршруты.

 - Какие проекты и соревнования ты снимаешь?  

- Мачомбо - это самый масштабный проект. Спасибо братьям Нефедовым и моему другу Максу Люльченко, он, так сказать, вдохновил меня. Для меня это был очень хороший опыт.
Снимаю разные местные соревнования, традиционные соревнования ветеранов «Альпийские игры», был интересный проект "скалолазный календарь от ExtrimUa” с участием известных украинских скалолазов и разные фестивали, болдер-фесты.

- Антон, кого ты можешь назвать своими учителями фотографии?

- Учителей в прямом смысле слова у меня не было, я не заканчивал фотошкол. Моим учителем был фотоаппарат «Зенит-Е» (смеется). Я снимал природу, людей, город, познавал все на опыте. Так и до скалолазания дошло. В 2008 году я попал на Красный камень с полным набором фототехники. На скалах были «монстры» лазания Паша Левин и Оля Бежко. Увидев как же круто всё смотрится сверху, тут же побежал за камерой, взял у кого-то систему, веревку, завесился. Я тогда на промальпе работал, потому с развеской проблем не было. Первой моей моделью на скалах стала Оля Бежко, она тогда лезла «Жужа, не ссы» 8б.
Потом я начал бороздить просторы интернета в поисках скальных фотографий, наткнулся на одного австралийского фотографа Simon Carter - вот снимает действительно круто, есть чему поучиться! В России есть, думаю, всем известная Анна Пиунова, ну и конечно, просматривал каталоги Petzl, Singing Rock и др.

- Зенит - твоя первая фотокамера?

- Моя первая камера была Киев-4м. Это пленочная дальномерка, но на нее я снимал недолго, всего пару пленок, до тех пор, пока в руки не попал Зенит-Е. Вот тут я начал проявлять интерес к фотоаппаратам. На свой день рождения я купил Зенит-19. Я тогда был на первом курсе института и не мог себе позволить автофокусные никоны или кеноны, но с этим Зенитом я прошёл многое, пуленепробиваемая камера!
Потом была Minolta X-700, но тоже недолго, не понравилась, хлипкая какая-то, ненадежная в общем. Моя мечта была Nikon пленочный, мне нравилась пленка. Случайным образом меня занесло в Одессу в один фотомагазин и - о чудо! На полке лежит он - Nikon F-100! Без раздумий я забрал его, для меня это были большие деньги. Очень много я на него снимал, он прошел со мной огонь и воду. Потом, конечно, цифра меня победила. На серьезные съёмки я брал у своего друга Nikon D80 и параллельно снимал на свой F100. Сейчас я снимаю тоже на Nikon, но уже D200.

- Когда ты впервые назвал себя фотографом?

- Я, по сути, скромный человек и не очень люблю громких фраз в свой адрес. Я считаю, что нет какой-то четкой границы, когда можно назвать себя фотографом, это как звание - его дают. Любой человек с камерой - фотограф. Наверное, я стал ощущать себя фотографом после съёмок для календаря ExtrimUa, ну и после выставки RiskZone.

- Ты специализируешься только на экстремальной фотографии или снимаешь и в других жанрах?

- Вообще да - скалы и то, что вокруг скал, но еще нравится репортажная съемка, другие виды спорта, футбол, баскетбол, военные учения - тоже весьма занятная штука. Не люблю съемку в студии, свадьбы, постановочную съемку.

- Что для тебя самый большой экстрим в работе? Из собственного опыта есть пример?  

- У меня бывает фобия, что я что-то уроню, объектив или вспышку, какую-нибудь мелочь важную, и ни дай бог кого-то еще зашибить внизу! Или, когда очень много на мне навешано, боюсь выщелкнуть что-то лишнее. А самое опасное я считаю, но это в основном на больших стенах, - это пролетающие камни. Каска, конечно, немного обнадеживает, но мне кажется, что только психологически. Она не спасет от камня размером с мышку для ноутбука, пролетевшего более ста метров, но от мелочи поможет.
Например, на Морчеке, проект «Мачомбо без ГМО», где-то на первой или второй веревке, метрах в двух-трех пролетел каменюга размером с голову. Судя по скорости и свисту, он летел издалека (улыбается).
На Кошке был случай: снимал ребят на мультипитче «Фактор страха». Я оттягивался через всю стену на закладке, закладка не выдержала, вылетела (как правило, это происходит внезапно), ну и летел я со всем барахлом, что на мне было, маятником обратно и весьма далеко (смеется). Немного испугался, но, наверное, больше напугал других, тогда народу внизу было много.
А еще бывает страшно за тех, кого я снимаю, потому как они делают экстрим на фотографиях, они рискуют больше, а я непосредственно вижу все их переживания, напряжения и страхи.

- Как ты решаешь вопрос безопасности во время съемки?

- Прежде всего, нужно найти надежную точку крепления, надежное снаряжение, не терять внимание, быть бдительным. У меня почти вся техника на своих самостраховках. Использую несколько чехлов, сумок, набор самостраховочных петель разной длины, оттяжки. В общем, набор как будто я собираюсь лезть. А главное - аккуратность работы. Во многом исход события зависит от меня: я могу случайно задеть плохо лежавший камень, или, например, спортсмен захочет сработать на камеру. Спасибо ему, конечно (смеется), но при этом он может потерять внимание и сделать какое-то неправильное движение. Поэтому если я снимаю просто прохождение маршрута, то лезущего я вообще почти не трогаю.

- Сейчас, наверное, ни один фотограф не обходится без фотошопа. Как бы ты разделил в процентном соотношении съемку на скале и последующую обработку фотографии по важности?

- Обработка - это неотъемлемая часть всего процесса. Отснятый материал - это сырьё, которое надо превратить в продукт. Но рассуждать «неважно как это снято, главное как это обработано” тоже неверно. Снимок может быть обработан отлично, но если у спортсмена отрезана рука на снимке, то сразу брак. Если вы хотели снять портрет спортсмена, а он в этот момент наклонил голову, и у вас в кадре затылок, то, как ни обрабатывай, это тоже брак.
Есть и другая сторона: кадр построен правильно по композиции, видно лицо, эмоцию - всё супер, но, к примеру, было сложное освещение, и тут, конечно, надо поработать, чтобы довести картинку до глянца. Главное - не переусердствовать!

- А как должен тренироваться фотограф для успешной работы на скалах?

- Я считаю, что особой подготовки не требуется, надо просто иметь опыт в лазании, чтобы понимать, как это происходит, знать веревочную технику, быть физически выносливым: надо ведь как-то залезть на гору со всем снаряжением. Немаловажно быть терпеливым: очень часто приходится висеть или сидеть на полках и ждать, когда лезующий примет интересную позицию на стене, которая впишется в рельеф и в сюжет. Я не хожу на скалодром, у нас есть настоящие скалы, на которых я иногда тренируюсь, но это делать надо как можно чаще - только находясь на скалах можно открыть для себя новые сюжеты и виды. Я иногда бегаю по лесу по пересеченной местности, причем с камерой, она как гантель в руках. Я вообще считаю, что с камерой бегать по каменистым склонам и тропам полезно потому, что это настраивает на аккуратность.

- И в заключении, назови 5 условий для успешной съемки скалолазания?

- Правильно выбрать скальный район, видовой или с интересным рельефом.
- Определить время наилучшего освещения.
- Определить место съемки, т.е. место, откуда ракурс и вид будут оптимальными.
- Правильно подобрать снаряжение: как можно меньше лишних предметов.
- Правильно проработать отснятый материал и красиво преподнести зрителю.












Другие работы Антона

О проектах школы outdoor фотографии OnSight - читать здесь

Следующий модуль школы - "Горный треккинг", 03-09 сентября, Северная Осетия, ущелье Цей. Мастер курса - Константин Диковский


Партнеры школы outdoor фотографии OnSight



   



Информационные партнеры:


Журнал «ЭКС»
Журнал «Риск онсайт»
Спорт-Экспресс Экстрим
SKI.Ru
Risk.Ru
VVV.Ru
Skiexpo.Ru