Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30317 членов ФАР

В память о Валерии Розове

Ужасающая трагедия произошла 11 ноября в Гималаях, на Ама-Дабламе. Валерий Розов погиб во время BASE-прыжка. Подробности только предстоит узнать, но разве могут они смягчить скорбь...
Ушел из жизни Друг, Соратник, Личность, Лидер (хотя и не считал себя таковым).


Информация от компании АльпИндустрия (12.11.2017):

"11 ноября после восхождения на Ама-Даблам во время прыжка с горы погиб Валерий Розов (Valery Rozov), легенда мирового бейсджампинга и скайдайвинга, многократный чемпион мира по парашютному спорту, организатор и исполнитель многих уникальных бейс-проектов в самых различных горах и на всех континентах нашей планеты.


Валерий совершал восхождение на Ама-Даблам в рамках экспедиции АльпИндустрия под руководством МСМК Сергей Ковалев. В процессе акклиматизации он совершил первый прыжок с Ама-Даблам с высоты 6000 метров. После восхождения был запланирован второй прыжок.


11 ноября после восхождения на вершину в первой двойке Валерий Розов совершил свой последний прыжок. О гибели сообщил по спутниковому телефону руководитель экспедиции Сергей Ковалев. К месту трагедии вылетел вертолет. В результате осмотра места гибели тело Валерия было обнаружено в трещине. Сегодня 12 ноября на место выдвинулся спасательный отряд. Тело Валерия было извлечено из трещины и доставлено в госпиталь Катманду. Завтра в 9.00 будет отправлено в Москву. Подробностей происшествия пока нет."

__________________________________________________________________________________

В память о не имеющем себе равных, публикуем отрывки из интервью Валерия Розова журналу "Горы" (№3, 2013 год):

Беседовала Анна Столбова.

ВАЛЕРИЙ РОЗОВ. УВЛЕЧЬ МЕЧТОЙ.

«Понять, что ты не просто тусуешься на найденные деньги, а работаешь - эта мысль, при кажущейся очевидности и простоте, - серьезный сдвиг в сознании».

Валерий Розов

Родился 26 декабря 1964 года в Нижнем Новогороде

Живет и тренируется в Москве

Вид спорта: BASE, парашютизм, полеты в вингсьюте, альпинизм

Действующий титул: Мастер спорта по альпинизму, двухкратный чемпион X-Games по скай-серфингу

Яркие достижения:

BASE-прыжок с самой большой высоты над уровнем моря (7700 м, Чо-Ойю)

Первый человек, прыгнувший с парашютом в кратер действующего вулкана (Камчатка)

Прыжок с одной из самых сложных гор Антарктики – Ульветанны, высотой 2931 метр

Вингсьют-перелет через Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка Евразии.


Нельзя сказать, что я чего-то не могу позволить. Просто отношение в целом более серьезное к работе. Приведу пример. Может быть, альпинистское сообщество заметило один из наших проектов с прыжком в кратер вулкана. На самом деле, изначально моя идея была полетать т.н. «проксимити» (от англ. «близость»), т.е. пролететь вдоль кратера. Я думал: есть доступный вертолет, кратер вулкана имеет идеальный для полета угол, красивые места, заодно и на лыжах можно покататься.

И написал в Red Bull «Прыжок в кратер вулкана», подразумевая то, о чем я сказал выше. Проект был утвержден, мы вылетели на Камчатку, у нас был разработан эпизодный план, сценарий, все заранее прописано.

После прилета мы собрались командой, я рассказал какие есть варианты полета, вдоль каких вулканов (а команда очень профессиональная приехала, быстро включились в проект, хотя только что снимали «Формулу-1», смотреть на их работу одно удовольствие). Я им говорю: «Ну, вулкан такой-то, я вот здесь полетаю, потом здесь полетаю, потом там катанемся на лыжах». Они: «Отлично, а где прыжок в кратер?» Я: «Ну постойте, вот я лечу вдоль склона, вдоль кратера». Они: «У нас написано: прыжок в кратер вулкана».

Была такая сцена, такая пауза, … на меня никто не давил, никто не заставлял, но.. Нам удалось найти кратер, более-менее безопасный для прыжка, я прыгнул, проект «стрельнул». Просто это очень профессиональная команда, они вырвались на пять дней на Камчатку, у них огромное количество аппаратуры, они лазают, катаются, они умеют делать все, что угодно. И ты давай, делай свою работу, прыгай.

Насколько это уникально и как это выглядит со стороны, мне трудно судить. Естественно, я слышу массу комплиментов и хороших отзывов, и, одновременно, бывают критические замечания, в том числе: «Зачем вообще куда-то лезть, чтобы прыгнуть с обычной скалы?». Я спокойно отношусь к этому потому, что, прежде всего, я делаю то, что интересно мне самому.


Мне кажется, что для современного взрослого человека очень важно иметь осмысливаемую и нужную работу. Чтобы, просыпаясь по утрам, ты чувствовал, что ты в своей тарелке, что у тебя по-прежнему есть мотивация заниматься этим делом, что у тебя есть идеи, что тебя прет от того, что ты делаешь. Любому человеку важно, чтобы его идеи реализовывались. Сам придумал, да еще и зажег кого-то, да еще и заработал.

Нет, я не строгий руководитель. Я постоянно в процессе обучения лидерским качествам, это очень интересная тема для меня. Я несколько раз участвовал в поездках Саши Одинцова, которого давно знаю по инструкторской работе, вот он достаточно жесткий руководитель. Причем мы с ним ездили в экспедиции, и когда он руководил, и когда я был руководителем, и когда мы делали два равноценных проекта. Он меня критиковал, что я недостаточно жесткий. Я стараюсь учиться, хотя по природе не лидер, но, если владеть определенными навыками, которые тренируются как и любые другие, то можно время от времени успешно включать и выключать в себе руководителя.


Всегда присутствуют факторы, не зависящие от тебя, так как в BASE-джампинге и в BASE-клаймбинге деятельность осуществляется на фоне большой психологической и физической усталости. Здесь очень важен психологический настрой, ведь к этим прыжкам невозможно привыкнуть, в отличие от парашютного спорта, например. Ты все равно так или иначе волнуешься. И на фоне этой усталости психика может давать очень разные реакции, полярные – от «ааа, гори оно все огнем, я прыгну и будь, что будет», заканчивая тем, что ты переживаешь на пустом месте: «тут полого и коротко, да и ветер не с той стороны, а приземления я вообще не видел». А тебе нужно какое-то взвешенное решение. И в итоге я использую количественные, а не эмоциональные методы принятия решений.

У меня есть три основных проблемы: погодные условия, насколько сложна точка прыжка (короткая, пологая) и площадка приземления (маленькая, далеко, за углом, встречный ветер). Если у меня одна проблема, я буду анализировать. Если у меня две проблемы - сразу отказываюсь. Это очень психоделический спорт. Ты делаешь довольно простые движения в условиях сильнейшего стресса. Ты удивишься, насколько люди по-разному реагируют на необходимость прыгнуть. Три четверти людей просто не могут заставить себя это сделать.


У группы «Сплин» есть хорошие строки: «Думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть – это то, что бывает с другими...».

Многие, несмотря на свои увлечения, считают, что смерть - это не про них. С возрастом и с опытом ты понимаешь, что ты ничем не отличаешься от остальных, и что с тобой может произойти что-то очень быстро, неожиданно и просто. Если ты это осознаешь, не абстрактно, а конкретно, ты начинаешь более глубоко и внимательно ко всему относиться.

У меня три профессиональные карьеры в трех разных областях, и я продолжаю в каждой из них поддерживать себя в хорошей форме. Это отнимает много времени и денег. Это тяжело. Реально.

А.С.: Правильно я понимаю, что у тебя есть большая мечта - прыжок в Гималаях?

(Улыбается) Нет, большая мечта – это остаться в живых, дожить до старости и увидеть, как дети вырастут.



6605

Источник: фото: Red Bull, из архива Валерия Розова