Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31309

Информация КТК ФАР: акт разбора НС, Анды, сентябрь 2015

Акт разбора
несчастного случая, произошедшего 27-28 августа 2015 г. в Андах (Южная Америка, Перу) при восхождении на вершину Уандой Сюр (Huandoy Sur), 6160 м, по Южной стене, ориентировочно 6А к.с., первопрохождение



Спортивная группа постоянного состава из Санкт-Петербурга: Ручкин Александр Александрович, ЗМС, 1963 г.р.; Иванов Вячеслав Михайлович, МС, 1981 г.р., первоначально планировала экспедицию в Пакистан для участия в чемпионате России, но в последний момент из-за недостаточности финансирования поменяла планы и вылетела в Южную Америку, в Перу, не имея при этом конкретного плана и объекта восхождения.

Наблюдателя и группы поддержки Ручкин и Иванов не имели, информацию о своих планах и передвижениях по прибытии в Перу передавали родственникам и на outdoor-сайты по спутниковому телефону и по сети Интернет.

5 августа прибыли в Лиму и после получения консультации и договоренности о поддержке с горными гидами компании «Peru Expeditions», направились в город Уараз, район Кордильера Бланка.

10 августа совершили акклиматизационное восхождение на пик Писко, 5756 м, и выбрали объект для восхождения – пик Уандой Сюр по Южной стене. В своих первых сообщениях передали: «Жара стоит как в Европе. Горы освобождаются от лишнего. Стены опасны, камни летят».

18 августа выехали из города Уараз в район объекта восхождения, установили базовый лагерь на высоте «4850», и в тот же день сделали заброску под стену на отметку 5150 м., не дойдя до стены примерно 200-300 м.

19 августа провели день отдыха.

20 августа в 2 часа ночи вышли из базового лагеря, прошли снежное поле с трещинами, отмечая, что по ночам снег не замерзает. В 7 утра преодолели бергшрунд и пролезли 40 метров по стене. С выходом солнца начались камнепады, команда спряталась под карнизом, сделав площадку на высоте 5300 м. Под вечер обработали еще две веревки.

21 августа прошли шесть веревок микста и скал; ночевка в гамаке.

22 августа прошли еще 3,5 веревки микста, вышли на основной нависающий бастион, ночевка в гамаке на высоте 5552 м.

23 августа пролезли 20 метров по монолиту, уперлись в тупик и спустились на место предыдущей ночевки.

24 августа пролезли 30 метров сложного рельефа, ночевка в гамаке.

25 августа пролезли 60 метров сложных скал, перенесли лагерь на 5640 м и заночевали на маленькой кривой полке в гамаке.

26 августа пролезли всего 25 метров и уперлись в тупик, скалы монолитные или разрушенные, нужны скайхуки или шлямбуры.

27 августа утром команда по спутниковому телефону передала информацию о принятом решении спускаться к месту базового лагеря и о том, что возможно какое-то время связи не будет.

30 августа по причине длительного отсутствия связи родственники связались с офисом компании «Peru Expeditions», попросили организовать поиски и связь с двойкой.

31 августа поисковая группа «Peru Expeditions» в составе 7 человек выехала из города Уараз, около часа ночи 1 сентября прибыла в базовый лагерь и около 3 часов ночи обнаружила тела Ручкина и Иванова без признаков жизни на снежном склоне под основанием стены на высоте 5300 м. Спасатели при этом отмечали, что по стене идут постоянные камнепады.

2 сентября тела погибших спущены вниз, 3 сентября тела осмотрены в присутствии сотрудников полиции. Вскрытия тел не производилось. Никакой медицинской документации в распоряжение КТК СПб от местных властей не поступало.

В период после 3 сентября в сети Интернет было опубликовано большое количество сообщений и видеоинтервью в местной прессе, в которых представители компании «Peru Expeditions» описывали произошедшую трагедию и ее причины. При этом было заявлено, что связка россиян была сорвана со станции на стене с высоты 5600 м в результате камнепада. Демонстрировалось фото стены с линиями подъема и падения альпинистов.

При разборе настоящего случая КТК СПб был проведен анализ как вышеназванных интервью и содержащейся в ней информации, так и анализ результатов фотофиксации непосредственно места трагедии. Кроме того, перепиской по e-mail были опрошены два перуанских участника поисково-спасательной операции. Из этого анализа и опроса, следует, что КТК СПб обоснованно отвергает, как несостоятельную, версию о падении связки со скальной части стены вместе со станцией страховки, установленной на скальном рельефе.

На фотографиях, сделанных участниками поисковой группы сразу по обнаружению тел, видно, что:
- отсутствуют четкие свидетельства, позволяющие говорить о наличии станции страховки и ее разрушении;
- фотосхема с линиями подъема и падения альпинистов не соответствует реальному месту обнаружения тел на склоне;
- погибшие связаны веревкой со вщелкнутыми в нее снежными кольями, которые используются для страховки только при передвижении по снежному склону;
- на погибших надеты кошки,
- незначительный характер повреждений одежды и целостность рюкзаков свидетельствует о падении по снежному склону (одежда не порвана, как это бывает при срыве по скалам, баул и рюкзак не имеют разрывов и повреждений; даже свернутый рулоном каремат, пристегнутый фастексами к боковой стенке рюкзака Ручкина, остался на месте).

По фото видны так же следующие детали:
- рюкзак лежащего на животе головой к склону Ручкина находится в полуметре от тела;
- судя по присыпаности тел снегом, их падение происходило вместе с небольшой лавиной (осовом); как правило, в таком случае тела и тяжелые вещи останавливаются в одном месте - на месте остановки осова;
- на спине Ручкина в районе ниже лопаток имеется слабо заметное красное пятно, которое можно воспринять, как след крови или рану;
- Иванов лежит головой (без каски) вниз по склону, ноги в ноги Ручкина, слева от головы – транспортный баул, по обе стороны которого на снегу видны следы крови.

В присланной перуанской стороной информации приводится содержание акта собранных предметов одежды и остального снаряжения - «В департаменте Анксш, Провинции Йонгау, в ущелье Йонгануко, урощище Чинанкоча в 13:08 03 сентября, в присутствии инструктора PNP, при участии служащего PNP Босан Гарридо Хуана и шести гидов-спасателей были собраны предметы одежды и снаряжение, обнаруженные на месте, где произошел несчастный случай, в результате которого были найдены два тела без признаков жизни мужского пола русской национальности».

Из п. 3 акта следует, что на телах были обнаружены, в частности: оттяжки и карабины, восемь френд разного размера и цвета марки BD, семь скальных крючьев с простым карабином синего цвета марки BD.
Так же указывается, что каска Иванова была расколота, но ни на одном из фотокадров ее нет, и характер повреждений каски установить, иначе, как со слов перуанцев, невозможно.

При опросе по Интернету участники спасательной операции ответили КТК СПб, что не имели возможности анализировать причины срыва связки, т.к. место нахождения тел очень камнеопасно, и спасатели смогли сделали лишь несколько фотографий, разрезали веревки и в максимально быстром темпе переместили тела на безопасное расстояние. Причину появления версии о срыве связки со стены вместе со станцией никто из спасателей объяснить не смог. В целом следует отметить, что ответы перуанцев местами расплывчаты, неконкретны, не по сути вопросов.

КТК ФАР разделяет точку зрения КТК ФА СПб в том, что наиболее вероятной причиной гибели связки является срыв при движении по крутому снежно-ледовому с камнями на поверхности склону (около 60 градусов с последующим выполаживанием после бергшрунда) в нижней части маршрута под основанием стены с вырыванием снежных кольев, являвшимися точками страховки. Наиболее возможной причиной срыва и ран альпинистов можно считать камнепад, на что указывают следующие факторы:
- стена описывалась Ручкиным и Ивановым, как камнеопасная, чему способствовали и ее структура, и погода до и во время восхождения;
- то же самое отмечали перуанские спасатели, проводившие транспортировочные работы;
- выше бергшрунда по предполагаемой линии движения и падения альпинистов сходятся два скальных гребешка и переходят в скальные стенки, откуда и мог случиться камнепад;
- характер ран, отсутствие характерных повреждений на одежде, целостность рюкзака и баула говорит о том, что падение происходило на снежно-ледовом, но не на скальном рельефе, причем с небольшим перепадом высоты;
- снежные колья, навешенные на веревку, и кошки на ногах альпинистов, свидетельствуют о том, что связка работала на снежно-ледовом рельефе.

Так же можно предположить, что срыв одного из участников мог произойти по любой другой причине (потеря равновесия, проскальзывание и т.п), что привело к сдергиванию напарника или вырыву станции, установленной на снежных крючьях, и дальнейшему падению всей связки.

К сожалению, ограниченная информация, нечеткие ответы перуанских спасателей и отсутствие медицинского заключения не позволяют конкретизировать причины НС, а говорить о них только в порядке предположений и различных вариантов.

Вывод:

Причиной смерти Ручкина Александра Александровича, 52 года, ЗМС, инструктора 2 категории, жетон «Спасательный отряд», и Иванова Вячеслава Михайловича, 34 года, МС, жетон «Спасение в горах», послужили травмы, полученные при падении по снежно-ледовому склону под основанием стены на глубину в несколько сот метров, а также вероятные травмы от камнепада (возможно – и ударами кошек друг в друга при падении), в результате которого, предположительно, и произошел срыв.

Обстоятельства, способствовавшие НС:

Работа группы в абсолютно автономном режиме, без наблюдения и возможности взаимодействия с кем бы то ни было;
Погодные условия и условия рельефа (жара днем и незамерзающий снег ночью на микстовом маршруте, постоянные камнепады, разрушенный рельеф стены);

Несоответствие снаряжения выбранному маршруту (отсутствие шлямбуров и скайхуков для работы на рельефе, требующем значительного применения ИТО).

Рекомендации КТК ФАР и КТК ФА СПб:

1. Рекомендовать группам, совершающим восхождения в удаленных районах, как в рамках мероприятий ФАР, так и вне их, иметь в составе мероприятия спасотряд или группу наблюдения.

2. Рекомендовать ФАР внести изменения в Правила восхождений и в действующую методику судейства ЧР по альпинизму, фактически подталкивающую спортсменов к совершению сложных восхождений малой группой в удаленных районах без спасотряда или группы наблюдения (т.н. «стиль» команды, когда ее автономность возводится в абсолют).

Председатель и члены КТК ФАР
С.А. Шибаев, КМС, инструктор 1 категории, председатель комиссии,
И.Т. Душарин, МСМК, инструктор 1 категории,
К.К. Зайцев, МС, инструктор 1 категории,
С.В. Егорин, МС, инструктор 1 категории,
О.В. Капитанов, МС, инструктор 1 категории,
Е.В. Кузнецова, КМС, инструктор 1 категории,
М.А. Ситник, МСМК, инструктор 1 категории.