Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31160

Как готовиться к прохождению курса на жетон «Спасение в горах»?

УТС на жетон "Спасение в горах"

Опасные действия на рельефе – основная причина почему некоторые курсанты УТС 2021 года на жетон «Спасение в горах» не сдали экзамены. Это выводы инструкторского состава Федерации альпинизма России по подготовке общественных спасателей альпинистов.

Итоги курса по подготовке на жетон «Спасение в горах» комментируют старший тренер УТС Иван Аленцев, и руководитель учебно-методической комиссии Владимир Молодожен.


Иван Аленцев, старший тренер УТС на жетон «Спасение в горах»

Я хотел бы подвести некоторые итоги прошедшего с 17 апреля по 9 мая курса на жетон «Спасение в горах». 10 курсантов успешно его закончили и получили жетоны, а 8 человек, к сожалению, не смогли этого сделать. Сейчас попробую рассказать причины, которые на это повлияли и возникшие у курсантов проблемы во время обучения.

На курсе довольно развернутая система оценки, состоящая из 9 экзаменов и тестов.

Остановимся подробно на каждом из них.

Спасательные работы в малой группе на скальном рельефе. Зачет по этой части курса представляет собой ситуационную задачу, входящую в Программу подготовки уровня СП, «капризный клиент». Задача заключалась в том, чтобы несколько раз поднять и спустить груз – человека в висячем положении – с переходами на подъем и спуск. Этот экзамен достаточно подробно описан в программе подготовки альпинистов, и ничего нового тут нет. Требовалось уложиться во время - 45 минут, и примерно около 40 процентов курсантов не справились с первого раза с задачей. Техника сложная, она не дается сразу, если человек не тренировал ее до курса. Поэтому лишь 60 процентов курсантов сдали с первого раза, и еще около 20 процентов – со второго. Трое курсантов, к сожалению, не смогли сдать даже со второго раза. Это было одной из причин, почему им не удалось успешно закончить курс.

Второй экзамен индивидуальный – спасение из ледовой трещины, с которым также у нескольких курсантов возникли проблемы. Тем не менее всем удалось пересдать, и со второй попытки вопрос с этим экзаменом был закрыт. Спасение из ледовой трещины также описано в учебнике альпинизма и в методичке Федерации альпинизма России 2014 года. На сайте ФАР в программе подготовки эта методика также есть.

Следующий экзамен – использование подручных средств для транспортировки пострадавшего. Оценивается умение сделать носилки из веревки, из бухты веревки, навыки транспортировать руками на небольшое расстояние и прочие аналогичные формы транспортировки. Это тоже личный экзамен и с ним ни у кого особых проблем не возникло.

Стоит отметить, что в этом году у всех, кто был зачислен на сбор, физическая подготовка в целом на высоте. Вообще, на тесте по ОФП от курсантов требуется показать минимальные физические кондиции, необходимые для того, чтобы человек мог двигаться по рельефу, осуществлять работу полиспастом с грузом весом одного человека, либо двух при работе в группе. То есть минимальные кондиции для осуществления спасательной деятельности, никаких особых требований тут не предъявляется.

Руководство спасательным отрядом – один из наиболее важных экзаменов. В течении курса групповых спасательных работ всем курсантам по очереди предоставляется возможность руководить своими товарищами в учебных ситуациях, а также в рамках сценариев спасательных работ, которые они отрабатывают. По итогам этой работы выставляется оценка. Кому-то достается более сложный и развернутый сценарий, иногда даже ситуация, связанная с несколькими пострадавшими. Кому-то достается небольшой участок работы на учебном уроке. Но в любом случае, курсант должен показать свою готовность организоваться работу трех-четырех-пяти-шести человек для того, чтобы успешно закончить курс. С этим экзаменом возникли сложности у нескольких человек, в результате двоим курсантам его не засчитали.

Транспортировочные работы – это групповой экзамен примерно в середине курса групповых спасработ. Вся группа сдает транспортировку пострадавшего на носилках по тропам. Этот экзамен связан в первую очередь с организационной составляющей. Требуется провести транспортировку на простом рельефе, на тропах – наладить работу с пострадавшим, оказать первую помощь, обеспечить контроль пострадавшего, организовать смены и передачу по цепочке смен, по возможности безостановочную и безопасную. За этот экзамен выставляется общая оценка, потом она корректируется в большую или меньшую сторону, если человек выделился и проявил себя тем или иным образом во время экзамена. В этом году группа получила оценку – 80, что эквивалентно оценке «Хорошо» или «Хорошо с минусом». Но никто не получил неудовлетворительно. Этот экзамен в целом прошел хорошо.


Следующий экзамен – теория. На курсе довольно большой объем лекционного материала, поэтому по всему комплексу информации, которая дается на уроках, в конце проводится теоретический экзамен. Необходимо ответить на вопросы в билетах, завязать узлы, либо организовать страховочную станцию. Этот экзамен также стал для некоторых камнем преткновения. Полученная за теорию неудовлетворительная оценка в комплексе с неудовлетворительной оценкой за групповые спасработы сыграла свою роль в том, что кому-то не удалось получить жетон.

Далее идет средняя оценка в процессе обучения, которая выводится из оценок за каждый день. На протяжении всего сбора проводится ежедневная оценка работы курсантов в течении дня, фиксируется прогресс, которого они достигают. Обычно тут не может быть никаких серьезных проблем, кроме случаев, когда человек, находясь на рельефе, допустил критические ошибки в обеспечении собственной безопасности или подверг риску жизни других курсантов. Например, оказался без самостраховки или без каски, попытался нарушить работу системы и прочие подобные ситуации. Одна допущенная критическая ошибка ведет к неудовлетворительной оценке за день, а вторая – к отстранению курсанта от технической работы до конца курса. В результате, он оказывается в положении человека, который может двигаться только по тропам, но не допускается к работе на технических участках. И соответственно, жетон он после этого не получает. Такой случай в этом году оказался один, но при этом было вынесено довольно много предупреждений, что тоже стало одной из причин неудачи курсантов.


Наконец, самый главный экзамен – поисковые спасательные работы в группе, который происходит в конце курса. Он представляет из себя большой сценарий спасательной операции, в котором есть разделение на несколько спасотрядов, и назначается общий руководитель из числа курсантов. Этот руководитель распределяет всех остальных на головной, поисковый транспортировочный и вспомогательный отряды, назначает руководителей этих подразделений. В итоге организуются большие игры, во время которых необходимо проявить все знания и навыки, полученные на курсе. В этом году внутри данного сценария было трое пострадавших, таким образом три минисценария. Два из них были связаны с поиском и транспортировкой человека по легкому рельефу, а один – с технической работой на стене. В итоге, группа практически завалила технический сценарий. К сожалению, условный пострадавший скончался в результате работы спасателей, которые допустили много ошибок. В первую очередь такими ошибками стали опасная организация страховочных станций (что, опять же, скорее входит в программу СП, а не относится к специальным навыком спасательных работ), не вовремя и некачественно оказанная первая помощь, плохая организация работы группы и, как результат, большое количество потерянного времени. В результате для большинства курсантов мы не смогли зачитать этот экзамен, как выполненный, что и стало одной из основных причин по которой несколько человек не смогли успешно закончить курс.

Вот, собственно, по таким критериям осуществляется система оценивания курсантов и награждения их жетоном.


Что хочется сказать по итогам. Основной причиной того, что не все получили жетон и довольно большой процент не получил его, мы, инструкторский состав, считаем – низкий входной уровень курсантов, их слабое знакомство с современными видами снаряжения и техник альпинизма.

У многих недостаточные знания современных техник спасения в двойке, а они по идее должны быть освоены уже к уровню второго разряда, который, собственно, и требуется для зачисления на сборы. Изучить эти техники с нуля за три-четыре дня модуля спасработ в малой группе очень сложно.

Также низкий уровень общей теоретической альпинистской подготовки. Для многих курсантов явно проблемой является то, что они занимаются альпинизмом всего две-три недели, иногда месяц в году, а в остальное время не имеют такой возможности из-за службы. У них отсутствует межсезонная подготовка. А без нее сложно, например, подготовиться к спасработам в малой группе или расширить кругозор по общим альпинистским знаниям. Как известно, одной поездки за год в горы мало для того, чтобы быть в хорошей технической форме. Кроме того, многие кто приехал в этом году, только-только выполнили нормы на второй разряд, поэтому у них совсем нет никакого багажа знаний и опыта. Они только что перевалили этот рубеж, не успев осмыслить его и подкрепить достаточными техническими знаниями. Теми знаниями, которые, надо еще раз подчеркнуть, помимо набора совершенных восхождений, требуются на данный разряд по нормативам программы подготовки Федерации альпинизма России.

По итогам можно сказать, что необходимо активизировать техническую межсезонную подготовку курсантов на местах. На всех уровнях, начиная с этапов НП-1, НП-2 и далее в процессе обучения и становления их, как альпинистов. Сейчас мы видим последствия той практики, когда человек раз в год приезжает на две-три недели в горы, быстро ходит на вершины, часто за чужой счет – за счет инструктора, за счет более сильных участников, – выполняет формальные нормативы, которые оказываются не подкреплены знаниями, не подкреплены техническим уровнем. И после этого такой альпинист поступает на курс подготовки на жетон. И даже если он очень старается, а так оно и было сейчас – большинство курсантов были достаточно мотивированы, но даже если человек старается и напрягается на курсе, ему попросту недостаточно времени, чтобы освоить на должном уровне эти элементы. А ведь есть еще альпинистская культура в целом. Это использование снаряжения, аккуратное обращение со страховкой, наличие страховки и самостраховки, самоконтроль, понимание что опасно, а что не так опасно. Все это у многих курсантов также страдает на момент прихода их на курс, становясь реальной проблемой и затруднением для всех.
Вот такие итоги можно подвести после курса «Спасение в горах» весна 2021.


Владимир Молодожен, руководитель учебно-методической комиссии

По итогам последних нескольких учебных мероприятий — Школы инструкторов и Жетона — мы постоянно сталкиваемся с тем, о чем и так говорят многие опытные тренера альпмеропритий. В первую очередь — это подмена понятий в учебном процессе, и выполнение формальных требований по количеству восхождений вместо получения и контроля знаний, которые фигурируют в Программе подготовки. Такое происходит далеко не везде, не на всех альпмероприятиях и не во всех регионах, но, тем не менее, такое случается гораздо чаще, чем хотелось бы.

Видится несколько путей решения:

1. Повышение входного уровня (такое предложение нередко фигурирует в обсуждениях). Например, для Жетона сделать минимальный входной уровень — 1 разряд. С моей точки зрения, это не решит проблему, а скорее усугубит ее — будет еще больше желающих выполнить формальные «клетки», без подкрепления их межсезонной подготовкой и реальными знаниями и навыками.

2. Повышение интенсивности и качества межсезонной подготовки в клубах. Это, стратегически, мне кажется самым правильным, но требует большой работы от всех участников альпинистского сообщества. На данный момент подготовлено довольно большое количество учебных видеоматериалов, сделаны первые шаги к новому переизданию учебника Школа Альпинизма (с исправлениями и дополнениями), инструктора на ШИ получают большое кол-во методических материалов — если есть какие-то конструктивные предложения, чем именно УМК может помочь, буду благодарен за обратную связь.

3. Радикальное изменение формата учебных мероприятий. Разбиение ШИ и Жетона на несколько учебных курсов, на примере Школы Инструкторов, таких как:

1) Вступительный экзамен, 2-3 дня

2)Курс «Скалы», 15 дней

3) Курс «Снег и Лед», 15 дней

У этого варианта есть как плюсы так и минусы.
Плюсы — каждый участник сможет более гибко планировать свое время; даже в случае провала на вступительном экзамене, потери потенциального участника будут незначительны; обучение на курсе станет более эффективным; стоимость каждого блока станет меньше.
Минусы — увеличится общая стоимость и длительность обучения; необходимо будет значительно менять нормативную базу (у нас нет на данный момент отдельно «инструктора по скалам», непонятен статус людей прошедших только один курс); такая схема довольно непривычна для нашей традиции и реалий.

4. Ничего радикального не делать, и ждать, пока все стабилизируется как-нибудь само.
Самый простой путь. Не уверен, что самый верный.

У каждого из путей решений есть свои достоинства и недостатки, и, как мне кажется, окончательно выбрать вариант станет возможно только после вдумчивой и, что важно, конструктивной дискуссии.

7929

Источник: Ирина Морозова