Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31733

Несчастный случай на Гашербрум IV. Подробности аварии

Дмитрий Головченко и Сергей Нилов, дважды обладатели международной награды Piolet DOr и четырехкратные обладатели премии «Золотой ледоруб России» предприняли попытку совершить первопрохождение по юго-восточному гребню на Гашербрум IV (7925 м, Каракорум) в альпийском стиле без использования кислорода.

Краткая хроника событий:

Прибыв с Скарду в конце июля, команда добралась до Базового лагеря на леднике Балторо 5 августа. Две недели ушло на акклиматизацию, заброску и маркировку пути через ледопад к началу ЮВ гребня.

18 августа Головченко с Ниловым вышли из базового лагеря на маршрут, а 21-го начали работать на гребне. С тех пор связь поддерживалась с помощью коротких сообщений, поступавших от них по спутниковому телефону, так как приходилось экономить заряд аккумулятора.

По причине плохой погоды продвижение вверх шло медленно - 1-2 веревки в день.

К 27 августа ситуация с погодой улучшилась, и команда начала двигаться быстрее.

По сообщению 30 августа, гребень, наконец, начал выполаживаться, и стала просматриваться техническая стенная часть маршрута.

После этого связь на несколько дней прервалась.


По информации Ани Пиуновой (mountain.ru), обеспечивающей пресс-поддержку экспедиции:

31 августа, на высоте 7684м, после дня работы, ребята нашли небольшой пятачок пологого гребня для установки палатки. Место для организации страховки было сложное - разрушенная порода, залитая льдом. Площадку под палатку пришлось наращивать снегом и камнями. Страховочную стропу палатки удалось закрепить на одну петлю.

После проделанной работы Дмитрий и Сергей залезли в палатку, пристегнулись стременем к страховочной стропе. Выпили чай, стали устраиваться на ночлег, но заметили, что палатка скользит, и так переночевать не получится. Сергей ухватил конец страховочной веревки, перестегнулся и вылез выравнивать площадку. Завязал узлы на конце страховочной веревке и закинул в палатку Дмитрию. Дмитрий начал собирать вещи, так как был риск, что они могут высыпаться из палатки.

В какой-то момент Нилов услышал: «Серега, я падаю». Не успев понять, что происходит, он увидел, что палатка с Дмитрием и вещами стремительно заскользила по склону и сорвалась в кулуар... На ее месте осталась голая страховочная стропа.

Сергей остался без напарника и вещей. Просидел во внутренниках на веревке до утра, борясь с холодом. Наутро сдюльферял около 15 веревок по линии падения палатки.

Спустившись на плато, он нашел тело Дмитрия, завернул его в палатку, долго собирал вещи и вытаскивал всё к середине плато, ближе к ледопаду, где предположительно выдувает снег.

Спустя пять дней - 5 сентября - Нилов самостоятельно дошел до базового лагеря, проделав весь по ледопаду путь без еды и питья, так как горелку раскололо напополам, а остатки еды за ночь и утро растащили птицы. Ночевал в снежных «норах» в двух спальниках.


Далее уже известные факты

Операция по снятию тела была приостановлена. Погодные условия не позволили поднять вертолет для облета на высоте 7000 м.

Сергей Нилов был доставлен в армейский госпиталь Скарду. У него диагностировано истощение и обморожения 3 степени.

Нилов дал пилотам необходимые координаты места падения Головченко. И 8 сентября вылетел в Москву. Состояние на данный момент удовлетворительное.


6561

Источник: Ирина Морозова, пресс-служба ФАР