«Один за всех» - Сергей Фурсов о работе горного гида
Сергей Фурсов в числе тех, кто задает тон всему сообществу горных гидов России. Первый выпускник российской школы горных гидов по направлениям «лыжи» и «альпинизм» уже передает свой опыт сегодняшним курсантам, выступая в качестве преподавателя на модулях Школы. В то же время он не перестает совершенствовать свои навыки на практике. Зимой его чаще всего можно встретить в Красной поляне. Летом – в разных районах Кавказа и Альп.
- Сергей, в силу того, что не каждый человек понимает кто на самом деле такой горный гид, дай свое определение?
- Горный гид – это альпинист и лыжник высокой квалификации прошедший обучение и сертификацию, нанимаемый с целью обеспечения безопасности на горном рельефе.
Если спроецировать на российскую шкалу разрядов, то это альпинист с уровнем подготовки не ниже 1-го спортивного разряда. Но это условно. Уровень лазания на скалах 6b-6c спорт и 6а-6b трэд. Уверенное передвижение по альпийскому и каскадному льду.
- Для чего нужен такой высокий уровень, ведь большинство коммерческих восхождений - это простые маршруты?
- Это нужно для безопасности самого гида, ведь зачастую участники восхождения не обладают навыками страховки или совсем не страхуют гида. Получается гиду нужен достаточный запас уровня лазания для безопасной работы. Техника катания на лыжах должна позволять гиду спускаться уверенно и безопасно по любому рельефу, при любом состоянии снега и при любых погодных условиях. Т.е. необходимо иметь широкий ассортимент техник, от «плуга» до авальмана. Иногда, например, лыжному гиду приходится быть и лыжным инструктором, когда гость испытывает трудности во время спуска скажем в непривычных снежных условиях. Такое часто случается весной, когда утром «корка», а после обеда «каша». Также должен оставаться запас сил на работу с группой.
- Как эти компетенции проверяются при приеме в Школу гидов?
- При отборе в Школу, кандидаты заполняют резюме. Это такая таблица, куда записываются восхождения, походы, спуски, опыт работы и так далее. Далее резюме кандидатов внимательно изучаются преподавателями. Получается более полная информация о кандидате, чем просто: «1 разряд, катаюсь с 5 лет». Причем существует "входное" резюме и резюме Гида. Это значит, что в процессе обучения курсанты должны значительно пополнить свой список "подвигов" до необходимого уровня Гида.
- Начался сезон восхождений на Эльбрус. Гидов, которые водят на самую популярную гору в России, не счесть. Спрос рождает предложение, и обывателям все труднее понять критерии выбора гида. На что ты советуешь обращать внимание в таких случаях?
- Сложный вопрос. Гидов и компаний действительно много. Обывателю трудно разобраться, а недобросовестным гидам не составляет труда пустить пыль в глаза доверчивых туристов. Поэтому во всем мире этот процесс регламентируется законом и управляется ассоциациями горных гидов. В нашей стране все только начинается, процесс запущен.
На что обращать внимание: хорошие гиды редко бывают одиночками, они либо состоят в АГГР, либо в ФАР, но даже если не являются активными членами, то эти общества точно о них знают. Если выбранный вами гид ведет себя как отшельник, стоит задуматься.
- Есть ли вообще критерии оценки работы гида, по которым можно судить о качестве его услуг?
- Конечно есть, они подробно изучаются в школе гидов. Ведь порой даже очень опытный и сильный альпинист может не обладать важными для гида качествами. Основной критерий – безопасность. Никакое денежное вознаграждение не должно толкать гида на неоправданный риск. Второе - забота о клиенте. Это проявляется в обычных рекомендациях, советах, приемах – все, что может помочь в создании комфорта на восхождении. Также профессионализм, технические навыки и многое другое.
- Если эти критерии подробно изучаются в школе гидов, то почему такую информацию не дают тем, кому требуется помощь в горах? Ведь тогда, участникам восхождений было бы проще понять компетентность гида.
- Вот мы с тобой этим и занимаемся... Также я стараюсь давать информацию в процессе работы с людьми.
- Что отличает профессионального альпиниста-спортсмена от гида? Вроде бы и о безопасности тоже думает, и техническими навыками владеет, да и в группе умеет ходить...
- Техническими навыками обладает, да, бесспорно, но для работы в команде таких же спортсменов. Гид, в свою очередь, обладает арсеналом специальных техник, позволяющих ему передвигаться в горах безопасно и быстро в паре (или группе) с совершенно не подготовленными в горах людьми. При этом все будут в безопасности. Спортсменов-альпинистов таким техникам не учат, оно и понятно, они все спортсмены и одинаково круты и уверенны друг в друге. А гид - он один за всех.
- Что изменилось для тебя с переменой статуса в Школе гидов? Из выпускника в преподаватели.
- Для меня начался новый процесс обучения. Не менее сложный и интересный.
- А как отзываются канадские специалисты об уровне подготовке российских гидов?
- Тенденция положительная. С каждым годом наблюдается повышение входного уровня у кандидатов, поступающих в Школу. Это объясняется тем, что уже выпустилось несколько наборов и выпускники школы оказывают мощное влияние на молодое поколение, делятся с ними знаниями и стандартами работы. Поступая в школу курсанты уже знают, что от них будут требовать. Так собственно и происходит в других странах, где существуют многие поколения гидов, подготовленных по одному стандарту.
- На твой взгляд, что отличает российских гидов от западных коллег?
- В техническом плане, владении навыками, у нас все похоже. В юридических вопросах между нами пропасть. Но это вопрос, требующий глобального обсуждения с участием специалистов, знающих тонкости государственного регулирования туристической сферы в России. Один из примеров: если в Канаде гид травмируется и не может работать, то ACMG платит ему больничный за дни нетрудоспособности. У нас такое пока представить сложно.
- И в заключении о горах. В рамках сотрудничества с Высшей горной школой ФАР летом ты проведешь образовательные модули с восхождениями на Эльбрус, Казбек и Монблан. Если абстрагироваться от официальных категорий трудности маршрутов, как ты можешь оценить эти три горы относительно друг друга?
- Эльбрус – тяжелый и мучительный, но престижный и знаковый. Для восхождения нужно упорство и огромное желание.
Казбек – не такой мучительный как Эльбрус, но может быть тяжелый при определенных условиях. Красивые места, интересное путешествие. Нужны те же навыки, что на Эльбрусе.
Монблан – не тяжелый, не изнурительный, по-европейски комфортный. Но сложнее технически и опаснее. Требует более уверенного навыка передвижения в кошках по крутому снежно-ледовому склону и навыков владения ледорубом.
Сергей Фурсов - член Ассоциации горных гидов России. Первый выпускник Национальной школы горных гидов c полной лицензией горного гида (лыжи и альпинизм), подготовленный по стандартам IFMGA. Альпинизмом занимается с 1997 года. КМС по альпинизму, КМС по скалолазанию. Совершил около 20 восхождений 5-6 категории сложности на Кавказе в Альпах, Гималаях. Неоднократно участвовал в чемпионате России по альпинизму. Имеет жетон "Спасение в горах". Опыт участия в спасательных работах в горах.
Катается на горных лыжах с 8 лет. Опыт внетрассового катания с 2002 года. Инструктор по горным лыжам. Многократный участник чемпионатов России и других соревнований по фрирайду. Аттестованный спасатель с 2009 года. С 2012 года работает спасателем на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в зимний период, совмещая с работой лыжного гида.
Программы Высшей горной школы ФАР с участием Сергея Фурсова:
Восхождение на Эльбрус с юга: 24 июня – 03 июля 2017
Восхождение на Казбек из Грузии: 03-10 июля 2017
Восхождение на Монблан: 19-27 августа 2017
0
2923
Источник: Беседовала Марина Сивоконь. Фото: Анна Ханкевич, Сергей Шестихин, Александр Гуков
Результаты поиска
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию
- Чемпионат России, технический класс, Каравшин
- НС 2015. Безенги, Джанги-тау
- Андрей Волков: «Альпинизм тренирует в тебе человека»
- Скоростной забег на пик Черского. Открыта регистрация
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию