Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31568

В Киргизии прошел второй экзамен Школы горных гидов

С 23 сентября по 4 октября в Киргизии, Ала-Арча прошел второй по счету экзамен Российской Школы Горных гидов – на гидов по альпинизму.


Принимали экзамен преподаватели и гиды IFMGA: Keith Reid (Канада) и Gery Unterasinger (Австрия). В экзамене участвовали: Максим Фойгель и Виктор Афанасьев (для них это был второй и итоговый экзамен, так как они уже являются гидами-аспирантами по альпинизму), а также курсанты, допущенные к экзамену из нового набора: Александр Гуков, Александр Ланге, Роман Городищенский (они претендовали на звание "гид-аспирант по альпинизму").


Сегодня статус гида-аспиранта по альпинизму имеют шесть курсантов: Роман Брык, Максим Фойгель, Роман Городищенский, Александр Ланге, Виктор Афанасьев и Александр Гуков. Полный цикл обучения прошел Сергей Фурсов.

Своими впечатлениями от экзамена поделились курсанты ШГГ.

Максим Фойгель:
"Традиционно в осенний период сюда съезжаются гиды-курсанты, чтобы продемонстрировать свои знания в различных областях альпинизма. Экзамен проходит в режиме нон-стоп в течении недели. Ни погодные условия, ни состояние маршрутов не влияют на ход экзамена, а лишь подчеркивают всю сложность работы гида в горах. От курсантов ожидается не только высокая физическая и техническая подготовка, но и профессиональный подход в принятии решений. Нужно уметь найти верный баланс между надежностью и скоростью, работать эффективно и безопасно. Таковы ожидания канадских преподавателей, курирующих учебный процесс.
Нынешний экзамен собрал примечательную команду альпинистов из России. Наряду с представителем старшего поколения Андреем Селивановым на экзамен приехали обладатели почетной альпинистской награды "Золотой Ледоруб" Александр Ланге и Александр Гуков, участник многих неординарных восхождений на высочайшие вершины мира Виктор Афанасьев".




Роман Городищенский:


"Перед экзаменом, конечно, есть и переживания, и тревога, и стресс. Но все понимают, что экзамен - это учеба, получение новых навыков и апгрейд знаний. Задача преподавателей - не "завалить", а помочь тебе улучшить то, что уже знаешь. Программа экзамена началась с 4-х дневной подготовки. За это время были продемонстрированы усовершенствованные технические системы на скалах, повторили техники передвижения и спасательных работ на ледовом рельефе. Очень понравилось, что зарубежные коллеги не стоят на месте, все время что-то изменяют, дополняют, изучают.
В первый день экзамена, «как по заказу», испортилась погода, с этого момента снег и ветер только начали набирать свою силу. В горы пришёл мощный циклон. Двойные ботинки пришлись очень кстати! В самый пик непогоды работали на маршруте Плотникова 4А на 1ю башню Короны.
Преподаватели оценивают все: как ты передвигаешься, волнуешься ли ты, грамотно ли работаешь со снаряжением, своевременно ли применяешь технические приемы, как относишься к своему клиенту, подвергаешь ли его и себя ненужному риску. Особое внимание уделяется составлению протоколов наблюдений за погодой, описанию возможных рисков, плану движения по маршруту, наличию запасных вариантов. В центре внимания находится клиент, его подготовка к всевозможным ситуациям и условиям маршрута.
Канадцы задают очень высокую планку, и те, кто соответствуют их требованиям, являются настоящими профессионалами, которых сейчас единицы. Я долго выбирал, какой школе гидов отдать предпочтение. Консультировался с курсантами, изучал методики преподавания и оценки, и ни секунды не жалею о потраченных финансах и времени".


Александр Ланге:


"Конечно, экзамен – это всегда трудно, всегда стресс и напряжение. Многие подумают: чего там, ты же профи? Тебе будет несложно сдать какой-то там экзамен по альпинизму! Но не все так просто. В экзамен для Горного Гида IFMGA входит много элементов, качеств и навыков альпиниста, сходу сдать такой экзамен практически невозможно. Горный Гид – это спортсмен высокого уровня, инструктор, метеоролог, лавинщик, психолог.
Что для меня было самым сложным? Техническая, физическая и психологическая работа нон-стоп, в очень суровых погодных условиях, у нас бы это наверно назвали «проверкой на вшивость».
В первые дни мы немного освежили свои знания, но все время находились в напряжении, так как в любой момент мог начаться экзамен. Экзаменатор смотрит на все: как ты заботишься о клиенте, насколько хорошо оцениваешь опасности и контролируешь их, качественно ли ты применяешь технические элементы, как ты одет и насколько качественное у тебя снаряжение (потертые веревки, тупые кошки, заклеенные скотчем куртки, конечно, не могут быть хорошо оценены). Особое внимание экзаменаторов было к нашим спортивным навыкам: как мы лезем на скалах и льду, как мы двигаемся. Плохая техника лазания сводит на нет весь экзамен, поэтому очень важно иметь высокий технический уровень. Также оценивалось, как мы выбирали и читали рельеф, какие технические системы применяли на том или ином рельефе.

В России альпинисты привыкли думать узконаправленно, использовать минимум технических приемов, а здесь у тебя их десятки, и ты должен держать все наготове, находить самый простой, быстрый и удобный способ. Твои действия должны быть, безопасными, простыми и быстрыми. Очень сложно переключить голову на то, что бы сломать стереотипы и думать широко.

На экзамене у нас присутствовало два преподавателя - представители канадской и австрийской школ, и мы могли сравнить эти школы. В целом технические системы одинаковые и не существует каких-то особых канадских техник, о которых так много говорят."

2623