Многолетняя поэтапная подготовка альпиниста. От НП к СМ!
Альпмероприятие Севастополь, РОО «Федерация альпинизма и скалолазания г. Севастополя»
В данной статье описывается принятая у нас в клубе комплексная система подготовки альпиниста-универсала: от новичка до альпиниста высокого класса, от этапа Начальной Подготовки к этапу Спортивного Мастерства, от маршрутов 1Б кс до маршрутов 6Б кс.
Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении на пути к вершине естественных препятствий, созданных природой: высоты, рельефа, погодных условий, и в преодолении себя: своих страхов, сомнений, сил.
Многие альпинисты зачастую считают, что безопасность в альпинизме обеспечивается в первую очередь использованием страховочного снаряжения: страховочной веревкой, элементами страховки и самостраховки, страховочным устройством. И чрезмерно много времени тратят на освоение приемов использования страховочного снаряжения. В ущерб другим, более важным видам и направлениям подготовки. Но в перечне причин НС в горах неправильная страховка или её отсутствие далеко не на первом месте. Зачастую опытный солоист (не возомнивший о себе новичек-самоубийца, а мастер одиночных горовосхождений) без веревочной страховки преодолевает маршрут с меньшим риском и большей безопасностью, чем среднестатистический альпинист со страховкой.
О безопасности в альпинизме говорят много. Постоянно слышно: альпинизм должен быть безопасным! А может ли быть альпинизм безопасным? Это миф. Горы – всегда будут опасным для человека местом. Они живут своею жизнью, в них постоянно что-то происходит: землетрясения, обвалы скальной породы, камнепады, снежные лавины, обрушения висячих ледников, грозы, бури и прочие грязе-каменные потоки (сели). И окажись человек в это время в опасном месте - возникнет опасность не только его здоровью, но и жизни.
Поэтому снизить уровень опасности восхождений в горах можно и нужно в первую очередь изучая природу гор: их происхождения, климата, опасностей, причин возникновения этих опасностей, знать наиболее опасные места, меры предосторожности. Но этого мало.
Основа безопасности в горах - полноценная разносторонняя подготовка альпиниста к восхождениям! Она должна быть всеобъемлющей и многогранной. Вот основные виды и направления подготовки:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. Кроме изучения природы гор и глубокого понимания происходящих в горах процессов необходимы знания в области геологии, метеорологии, гляциологии, анатомии, физиологии, медицины, психологии, теории и методики физического воспитания, теоретических расчетов усилий в страховочной цепи с пониманием следствий не правильной страховки и др.
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ. Альпинист должен научиться уверенно и надежно передвигаться по горному рельефу: скалам (в скальниках, в горных ботинках, в кошках), снегу разного вида и состояния, льду (глетчерному, водопадному, натечному), миксту. При этом на тренировках альпинист должен уметь уверенно проходить участки более сложные, чем планируется на восхождении (т.н. «запас прочности»). Необходимо помнить, что страховка – это последний аргумент, когда ты уже сорвался и летишь! И она не всегда спасает. На восхождении СРЫВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ! Об этом говорит статистика НС за 90 лет в нашем альпинизме: 43% смертей – при срывах! И поэтому техническая подготовка в рейтинге факторов безопасности – на втором месте!
3. ФИЗИЧЕСКАЯ. Развитие физических возможностей организма альпиниста длительное время эффективно и устойчиво функционировать в условиях высокогорья. Традиционно делится на общую и специальную. Физическая подготовка очень важна, но даже на начальном этапе не следует ей уделять более 50% тренировочного времени. По мере роста мастерства акценты с ОФП переносятся на СФП и ТП. Рекомендации по физподготовке. К специальной физической подготовке можно отнести также занятия скалолазанием, драйтулингом и ледолазанием на городских искусственных скалодромах и ледодромах.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ. Альпинист должен постоянно совершенствовать навыки работы со снаряжением, организации страховки и самостраховки, поисковых и спасательных работ, организации биваков на различном горном рельефе, оказанию первой помощи при заболеваниях и травмах, радио- и другим видам связи, ориентированию в горах, приготовления пищи на восхождении, транспортировки грузов, уходу за снаряжением и др.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ - комплекс мероприятий, направленных на развитие личностных качеств альпиниста, а также повышающих его психологическую устойчивость к воздействию экстремальных условий горной среды (разреженный воздух, фактор глубины, метеоусловия, “спартанские” бытовые условия, ограниченное питание, возможные травмы и заболевания). Знание законов психологии и укрепление воли в сочетании с постепенным набором опыта разнообразных восхождений важны для работы на фоне усталости, при ухудшении погоды, в экстремальных ситуациях. Это и умение подчиняться или при необходимости подчинять себе других, психологическая «выносливость» при длительном нахождении в малой группе, приобретение умения владеть собой, руководить своими чувствами, действиями, эмоциями, поведением.
6. ТАКТИЧЕСКАЯ - приобретение и совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для разработки и принятия принципиальных решений, обеспечивающих восхождение с наименьшей затратой времени, сил, материальных средств, а также необходимой степени безопасности. От решения «стратегических вопросов» выбора стиля восхождения до выбора оптимального пути и графика движения, выбора отдельного технического элемента или сочетания технических элементов на участке пути, выбора условий и средств для уверенного достижения цели, с учетом своей технической, физической подготовленности и психологического состояния.
7. МАТЕРИАЛЬНАЯ. Наличие средств на организацию и проведение восхождения, приобретения снаряжения, продуктов питания, аптечки. Здесь надо знать меру, руководствуясь поиском «золотой середины» между желаемым и возможным. Так при подборе снаряжения для восхождения хочется взять все, что есть у членов команды. Но все не унесешь. Или унесешь, но очень медленно! То, без чего можно обойтись, надо оставить (например, кордалеты, самостраховки, зажимы, крупные камы от №3 и выше). Философия исповедуемого сегодня большинством альпийского стиля и его производного – «фаст-н-лайт», утверждает: «Горы – объективно опасное для человека место, и чем меньше времени мы там (на восхождении) находимся - тем меньше подвергаем себя опасности. Поэтому маршруты надо проходить быстро, а для этого надо быть хорошо подготовленным и облегчаться, обходясь минимумом снаряжения.» Также надо помнить, что из тех, кто прошел данный маршрут (при равных условиях прохождения) тот альпинист лучше, кто воспользовался меньшим количеством снаряжения. Это один из постулатов современного альпинизма. Маршрут надо проходить за счет личных качеств альпиниста, но не за счет использования большого количества разнообразного снаряжения.
Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – занятие опасное для жизни, и если вы решили заняться альпинизмом, то заниматься им надо круглогодично и непрерывно, находя возможности для всесторонней подготовки!
Подготовка альпиниста оценивается его квалификационным уровнем, достигнутым в результате обучения, спортивной тренировки и восхождений (учебных и спортивных). К сожалению, спортивный разряд по альпинизму перестал быть мерилом мастерства альпиниста и указывает только на количественный показатель совершенных им восхождений без учета качества восхождений и проявленного на них альпинистом мастерства. Для возможности выбора (при желании и необходимости) на этапе СМ специализации в альпинизме подготовка на этапах НП, СП и СС должна быть разносторонней, направленной на приобретение знаний и умений совершать восхождения скальные, технически-сложные, комбинированные, ледово-снежные.
Для классификации этапов обучения и оценки фактической подготовленности альпинистов предусмотрены 9 уровней альпинистской квалификации:
— два уровня начальной подготовки (НП): НП-1 и НП-2;
— два уровня спортивной подготовки (СП): СП-1 и СП-2;
— два уровня спортивного совершенствования (СС): СС-1 и СС-2;
— три уровня спортивного мастерства (СМ): СМ-1, СМ-2 и СМ-3.
ЗА ОСНОВУ НАМИ ВЗЯТА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ, РАЗРАБОТАННАЯ УМК ФАР. Достигнуть определенный квалификационный уровень (в дальнейшем КУ) в нашем клубе (Клуб альпинистов и скалолазов «Горная школа «Категория трудности») можно занимаясь по месту жительства ОФП и СФП (см рекомендации)и проходя рекомендованный нами для этого этапа (КУ) цикл Школ, курсов и учебно-спортивных сборов, включающих в себя теоретические, практические и технические занятия по требуемым темам. Ниже даны такие рекомендации по каждому КУ. Есть возможность каждому сопоставить свои фактические знания и умения с требуемыми, понять свой КУ и дополнить пропущенное или плохо усвоенное темы для выхода на новый уровень.
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (НП)
Конечная цель этого этапа подготовки: при достижении КУ НП альпинист должен:
ЗНАТЬ:
— процессы, ведущие к образованию гор на земле;
— основные горные и скальные породы;
— формы горного рельефа и их образование;
— особенности и опасности климата в горах, признаки хорошей и плохой погоды в горах;
— опасности горной природы и рельефа гор, меры по снижению уровня опасности в горах;
— субъективные опасности в горах;
— особенности альпинизма;
— оказание первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях;
— снаряжение и экипировка альпиниста, правильное применение и уход за ним.
— начальные сведения о принципах взаимной страховки;
— общие понятия об организации и тактике учебных восхождений;
УМЕТЬ:
— правильно обращаться с альпинистским снаряжением;
— безопасно передвигаться по травянистым склонам, крутым тропам и осыпям;
— обращаться с веревкой: бухтовать, маркировать, вязать узлы, связываться, укорачивать, собирать в кольца;
— обеспечивать безопасность при одновременном движении по простому рельефу;
— страховать «через плечо», «через поясницу», «через выступ», «через страховочное устройство»;
— создавать простую страховочную станцию на 2-х и 3-х точках;
— организовывать страховку и самостраховку на простом скальном, ледовом и снежном рельефе;
— передвигаться по скалам 1 - 3 категорий сложности в ботинках и 3-5 категорий сложности в скальных туфлях с верхней и нижней (по оборудованной трассе) страховкой, по перилам с перестежкой, в связке одновременно и попеременно;
— передвигаться по снежным склонам при подъеме, траверсе и спуске индивидуально, в связке, с использованием перил, вытаптывать ступени, само-задерживаться при проскальзывании и срыве;
— передвигаться в кошках по несложному ледовому рельефу (до 45 град), производить само-задержание при срыве, производить задержание партнера по связке при срыве;
— спускаться по закрепленной веревке на спусковом устройстве и без него;
— передвигаться по закрытому леднику в связках;
— переправляться по наведенным переправам через горные реки;
— транспортировать легко пострадавшего с использованием простейших средств и приемов;
— готовиться к походу в высокогорье;
— ориентироваться в горно-лесной зоне;
— организовать бивуак в горно-лесной зоне, на травянистых склонах, на моренах и готовить пищу в условиях похода;
— соблюдать правила личной гигиены в походе;
— предупреждать загрязнение окружающей среды в зоне бивуака.
СОВЕРШИТЬ:
― Восхождения под руководством инструктора альпинизма 1Б, 2А и 2Б к.с. скальные в Крыму и 1Б, 2Ах2 и 2Б к.с. в Больших горах (одно из них- комбинированное или ледово-снежное);
Примечание здесь и далее:рекомендации по восхождениям на каждом КУ и разрядные требования –не совпадают. КУ требует более качественной подготовки.
Пути достижения Квалификационного Уровня НП:
- Общая и специальная регулярная подготовка по месту жительства не менее 6 час в неделю (2 час х 3 трен.).
- Прохождение в Горной школе «Категория трудности» Школ и Курсов:
1. «Постановка и корректировка техники лазания по скалам»
2. «Подготовка и восхождения в Крыму 1Б-2Б кс» для НП
3. «Школа ледолазания и лавинной безопасности» для НП
4. Курс «Передвижение по снегу и страховка» для НП
5. Учебный блок-модуль в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы для НП
6. Восхождения в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы (этап НП)
Примечание здесь и далее: Все учебные и спортивные программы клуба
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (СП)
Конечная цель этапа подготовки: при достижении КУ СП дополнительно к знаниям, умениям и опыту, приобретенным на этапе НП, альпинист должен:
ЗНАТЬ:
— опасности в горах (углубленное изучение) и меры предосторожности;
— анализ статистики несчастных случаев в альпинизме, основные причины гибели и травмирования альпинистов в горах;
— основные причины срывов в горах и пути снижения вероятности срыва;
— снег и лед в горах, лавины и причины их возникновения, меры по снижению лавинной опасности; поиск в лавинах;
— организацию и проведение учебных восхождений, правила проведения альпмероприятий и восхождений;
— права и обязанности руководителя спортивной группы;
— основы тактики учебных и спортивных восхождений 2-3 кс, составление тактических планов и оформления маршрутной документации;
— основные физические качества альпиниста, пути их развития, организацию и планирование спортивной тренировки;
— теорию веревочной страховки, усилия в страховочной цепи, основы динамической страховки на скалах, на снежно-ледовом рельефе;
— правила радиообмена и сигнализации в горах;
— основы метеорологии в горах;
— меры по охране окружающей среды в горах;
— причины, симптомы, проявление, опасность горной болезни; пути и методы акклиматизации к высоте;
— приемы оказания доврачебной помощи при сложных случаях травм и заболеваний;
УМЕТЬ:
— передвигаться надежно и уверенно по скалам, миксту, льду и снегу, соответствующим маршрутам 3Б кс в Крыму и в Больших горах;
— при срыве на снегу автоматически производить самозадержание;
— организовать страховку в т.ч. современными средствами страховки, на скалах, миксту, льду и снегу, соответствующим маршрутам 3Б кс в Крыму и в Больших горах;
— оценить трудности и опасности маршрута до 3Б к.с.;
— готовиться к восхождениям 2-3 к.с., в т.ч. оформлять маршрутную документацию;
— выполнять роль руководителя группы при организации и проведении восхождения 2 кс;
— организовать спуск группы по закрепленной веревке;
— создавать станции страховки и осуществлять динамическую страховку партнера на крутых скалах, снегу и льду;
— оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшему или заболевшему;
— организовывать транспортировку пострадавшего по сложному рельефу группой;
— организовывать подъем пострадавшего из ледниковой трещины.
СОВЕРШИТЬ дополнительно к схоженному на НП:
― Восхождения под руководством инструктора альпинизма 3А и 3Б к.с. скальные в Крыму и 3Ах3 и 3Б х2к.с. в Больших горах (одно из них- комбинированное или ледово-снежное) и руководство 2 кс;
Пути достижения Квалификационного Уровня СП:
- Общая и специальная регулярная подготовка по месту жительства не менее 8 час в неделю (2 час х 4 трен.).
- Прохождение в Горной школе «Категория трудности» Школ и Курсов (ежегодно):
1. «Школа трэда» 1 уровень (до F6а)
2. «Школа щелевого лазания»
3. «Подготовка и восхождения в Крыму 3А-3Б кс» для СП
4. «Транспортировка пострадавшего по сложному рельефу в группе и оказание первой помощи.»
5. «Школа ледолазания и лавинной безопасности» для СП
6. Курс «Передвижение по снегу и страховка» для СП
7. Восхождения в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы (этап СП)
СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (СС)
Конечная цель этапа подготовки: при достижении КУ СС дополнительно к знаниям, умениям, навыкам и опыту, приобретенным на этапах НП и СП, альпинист должен:
ЗНАТЬ:
— правила соревнований по виду спорта «Альпинизм»;
— альпинизм: история, современное состояние, тенденции, направления;
— принципы формирования спортивной группы, права и обязанности руководителя и участников;
— механизмы энергообеспечения мышечной деятельности и их использование в альпинизме;
— основы теории и методики тренировок, планирования и организации тренировочного процесса в альпинизме;
— основные аспекты психологической подготовка альпиниста;
— критерии оценки физической, технической и тактической готовности группы к восхождению;
— основы тактики спортивных восхождений по маршрутам средней и выше средней категории сложности, составление тактических планов и решения тактических задач;
— особенности тактики стенных, высотных, зимних восхождений и траверсов;
— организацию и тактику спасательных работ в горах;
— организацию спасательных работ силами малой группы;
— приемы транспортировки пострадавшего подручными средствами на различном горном рельефе силами малой группы;
УМЕТЬ:
— уверенно передвигаться свободным лазанием по скалам (в различной обуви) и льду, соответствующим маршрутам 5А кс;
— уверенно передвигаться в стиле «драйтулинг» по скалам и миксту, соответствующим маршрутам 5А кс
— уметь передвигаться по сложным коротким участкам скал на искусственных точках опоры (ИТО);
— оценивать трудности и опасности маршрутов 1Б – 5А к.с.;
— готовиться к восхождениям 1Б – 5А к.с., в т.ч. оформлять маршрутную документацию;
— выполнять любую роль в спортивной группе при организации и проведении восхождения до 5А кс;
— использовать современное снаряжение для обеспечения страховки и передвижения;
— обеспечивать задержание сорвавшегося на любом горном рельефе;
— организовать длительный (несколько участков подряд) спуск группы 2- 6 чел по веревкам;
— организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группы;
— обеспечивать радиосвязь в высокогорном походе и на восхождении;
— организовать ночевку на маршрутах до 5А кс;
— быстро и безопасно подниматься по любым перилам (закрепленным веревкам) на любом рельефе;
СОВЕРШИТЬ дополнительно к схоженному на НП и СП:
― Восхождения без инструктора альпинизма 2х4А, 2х4Б и 1х5А скальные (в двойке) Крыму и 4А-5А в Больших горах (по одной 4А- 5А - комбинированное или ледово-снежное) и руководство 3Б кс;
Пути достижения Квалификационного Уровня СС:
- Общая и специальная регулярная подготовка по месту жительства не менее 10 час в неделю (2,5 час х 4 трен.).
- Прохождение в Горной школе «Категория трудности» Школ и Курсов (ежегодно):
1. «Школа трэда» 2 уровень (до F6c)
2. «Школа драйтулинга и микста» 1 уровень
3. «Школа ИТО» 1 уровень
4. «Школа ледолазания и лавинной безопасности» для СС
5. «Подготовка и восхождения в Крыму 4А-5А кс» для СС
6. «Транспортировка пострадавшего по сложному рельефу в двойке и оказание первой помощи.»
7. Восхождения в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы (этап СС)
СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО (СМ)
Конечная цель этапа подготовки:
При достижении КУ СМ дополнительно к знаниям, умениям, навыкам и опыту, приобретенным на этапах НП, СП и СС альпинист должен:
ЗНАТЬ:
— современное состояние альпинизма, критерии оценки достижений в альпинизме, лучшие восхождения в стране и в мире;
— современные тактики совершения сложных восхождений 5Б-6Б кс;
— правила составления отчетов о спортивных восхождениях;
— анализ НС в горах по сложности восхождений и КУ восходителей;
— основы долголетнего планирования тренировочного и спортивного процесса на этапе СМ;
— основы спортивной психологии, психологической подготовки альпинистов, психологии безопасности в альпинизме;
УМЕТЬ:
— выбирать маршруты восхождений в соответствии с уровнем квалификации и спортивной формой;
— прогнозировать условия работы на маршруте;
— организовывать автономные альпмероприятия: восхождения в отдаленных районах, экспедиции;
— планировать восхождение любой сложности и характера: правильно рассчитывая время прохождения отдельных участков и всего маршрута; оценивать опасности маршрута и находить средства их снижения; выбирать места и средства ночевок; определять запасные пути возвращения или схода с маршрута; определять необходимые снаряжение, питание, средства связи и пр.
— совершать восхождения любого характера и любой сложности;
— работать в спортивной группе или команде в любом качестве;
— владеть мастерством преодоления особо сложного скального, снежного и ледового рельефов с максимально возможным обеспечением безопасности;
— организовать ночевку на маршрутах любой сложности и характера в любых погодных условиях;
— организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группой;
— анализировать совершенные восхождения и особенности тактики их реализации.
СОВЕРШИТЬ:
— на КУ СМ-1 — в спортивных группах восхождения от 3 до 5Б к.с. с положительной аттестацией;
— на КУ СМ-2 — в спортивных группах восхождения от 3 по 5Б к.с., в т.ч. 5Б к.с. - в двойке по комбинированному маршруту, а затем восхождение 6А к.с. с положительной аттестацией;
— на КУ СМ-3 — в спортивных группах восхождения от 3 по 6А к.с., а затем восхождение 6Б к.с. с положительной аттестацией
Пути достижения Квалификационного Уровня СМ:
- Общая и специальная регулярная подготовка по месту жительства не менее 12 час в неделю (3 час х 4 трен.).
- Прохождение в Горной школе «Категория трудности» Школ и Курсов (ежегодно):
1. «Школа драйтулинга и микста» 2 уровень
2. «Школа ИТО» 2 уровень
3. «Школа ледолазания и лавинной безопасности» для СМ
4. «Подготовка и восхождения в Крыму 5Б-6А кс» для СМ
5. Восхождения в Больших горах в спортивных альпмероприятиях Школы (этап СМ)
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ НП-СМ
Школа, курс, альпмероприятие | НП | СП | СС | СМ |
. «Постановка и корректировка техники лазания по скалам» | 7 дн | - | - | - |
«Школа щелевого лазания» | - | 7 дн | - | - |
«Школа трэда» 1 уровень (до F6а) | - | 7 дн | - | - |
«Школа трэда» 2 уровень (до F6c) | - | - | 7 дн | - |
«Школа ИТО» 1 уровень | - | - | 3 дн | - |
«Школа ИТО» 2 уровень | - | - | - | 7 дн |
«Школа драйтулинга и микста» 1 уровень | - | - | 7 дн | - |
«Школа драйтулинга и микста» 2 уровень | - | - | - | 7 дн |
«Школа ледолазания и лавинной безопасности» для НП | 7 дн | - | - | - |
«Школа ледолазания и лавинной безопасности» для СП | - | 7 дн | - | - |
«Школа ледолазания и лавинной безопасности» для СС | - | - | 7 дн | - |
«Школа ледолазания и лавинной безопасности» для СМ | - | - | - | 7 дн |
Курс «Передвижение по снегу и страховка» для НП | 2 дн | - | - | - |
Курс «Передвижение по снегу и страховка» для СП | - | 2 дн | - | - |
«Подготовка и восхождения в Крыму 1Б-2Б кс» для НП | 7 дн | - | - | - |
«Подготовка и восхождения в Крыму 3А-3Б кс» для СП | - | 7 дн | - | - |
«Подготовка и восхождения в Крыму 4А-5А кс» для СС | - | - | 7 дн | - |
«Подготовка и восхождения в Крыму 5Б-6А кс» для СМ | - | - | - | 7 дн |
Восхождения в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы (этап НП) | 5 дн | - | - | - |
Восхождения в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы (этап СП) | - | 2 года х 14 дн | - | - |
Восхождения в Больших горах в альпмероприятии Школы (этап СС) | - | - | 3 года х 14 дн | - |
Восхождения в Больших горах в альпмероприятии Школы (этап СМ) | - | - | - | 3 года х 20 дн |
Учебный блок-модуль в Больших горах в летнем альпмероприятии Школы для НП | 5 дн | - | - | -- |
«Транспортировка пострадавшего по сложному рельефу в группе и оказание первой помощи.» | - | 4 дн | - | - |
«Транспортировка пострадавшего по сложному рельефу в двойке и оказание первой помощи.» | - | - | 3 дн | - |
Всего дней занятий по этапу за год | 33 | 48 | 48 | 48 |
Где найти время на Школы, курсы и другие альпмероприятия?
Считаем:
- новогодние каникулы – 10 дней
- «гендерные» праздники (23.02 и 8.03+выходные) – мин 7 дней
-«майские» (1.05, 9.05 + выходные) – 10 дней
- законный отпуск – мин 14 дней
- другие праздники + выходныке – мин 7 дней
ИТОГО мин 48 дней!
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА!
Для дискуссии открыты комментарии к теме в группе Школы
+4
2899
Источник: https://risk.ru/blog/220408
Результаты поиска
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию
- Чемпионат России, технический класс, Каравшин
- НС 2015. Безенги, Джанги-тау
- Андрей Волков: «Альпинизм тренирует в тебе человека»
- Скоростной забег на пик Черского. Открыта регистрация
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию