Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31770

"Это вы - фотографы?"

"Это вы - фотографы?"

 

Мы. Девять слушателей Школы экстремальной фотографии OnSight и мастер курса Таня Парфишина приехали в Безенги, чтобы провести первый полноценный курс  – «Горный треккинг».
 


 

 

Хорошая команда, сильный мастер. Таня - загорелая, улыбчивая, спокойная, на выходах идет замыкающей и забавно подгоняет отстающих треккинговой палкой.

Вечером, после возвращения из Теплого угла, мы решили расспросить Таню про учеников, про съемку в горах, про работу профессионального фотографа, про путешествия,  и про многое другое.
 
- Пять дней назад мы с тобой были на Селигере (ФАР приняла участие в работе молодежного форума «Селигер – 2010» с мастер-классами фотографов Алексея Никишина  (портретная съемка) и Тани Парфишиной (репортаж). Тебе понравилось?

- Да, было интересно, Алексей очень известный фотограф, работает в совсем другом жанре, но многие вещи по поводу того, как расположить к себе героя, о чем попросить перед съемкой, как одеть, как раздеть, как заставить улыбнуться – могут быть интересными всем фотографам. Алексею очень хорошо удается снимать семьи с детьми. Он не ждет статичности, мне это очень импонирует.
 
- Ты заметила, что он все время проводит аналогии с художественными произведениями, сравнивает свои и чужие фотографии с живописью?

- Да, он очень образованный фотограф. Он говорил, что у него есть какое-то профильное  образование. Алексей хорошо знает и классиков фотографии, это очень украшает профессионала.
 
- А ты? Я не могу отделаться от ощущения, что ты художник-график, у тебя такая точная композиция, такие лаконичные и ясные цвета.

- Я? (улыбается).  Я в музеи часто хожу, в Париже обязательно в музей д’Орсэ иду, в  Петербурге – в Эрмитаж. Книжки смотрю часто. (Даже на выход на ночевки Таня взяла с собой альбом «Лучшие фотографы мира»).  
 
- Таня, на Селигере мне показалось, что некоторые из слушателей мастер-класса сильно «заточены» на деньги, что не самореализация ими движет и не творчество, а желание зарабатывать.

- Нет, не все так плохо. Один-два слушателя, действительно, только «про деньги». И их можно понять, они хотят работать в удовольствие и зарабатывать на этом.  В целом мне публика очень понравилась, совсем молодые люди из другого поколения. К ним сейчас не нужно относиться критично, они достаточно прогрессивные, заинтересованные во многом: в  спорте, творчестве. Им нужно помогать, направлять, мотивировать, тогда из них обязательно выйдет толк.


 
- У тебя с ними примерно десять лет разницы. Ты себя помнишь такой? Как ты начала снимать?

Снимаю я с самого детства,  мы печатали фотографии дома в ванной, мне очень нравился процесс. А потом стали появляться «мыльницы». Тогда я уже училась в Университете, видела цветные фотографии, иногда брала у друзей их фотоаппараты поснимать. А однажды увидела цветную фотографию потрясающего качества: ребенок в ванной. Спросила как это снято, мне сказали - «на Зенит». Я удивилась: как? Зенитом можно на цветную пленку?? Прибегаю домой, достаю свои фотоаппараты: Зоркий, ФЭД, Зенит. И всё (улыбается). Потом я узнала про Фотофакультет при Доме Журналиста в Петербурге, где учишься очень быстро. Главное - снимать побольше. «Ни дня без кадра», - говорил наш преподаватель, известный петербургский репортер Павел Маркин. Тогда все будет получаться.  
 
- Твоя специализация - репортаж?

- В душе – да, я репортажный фотограф.  Мне очень интересны фотоистории, поиск темы, люди, путешествия. Но я не уверена, что я могу называться репортажником. Я учусь.
Сейчас многие умеют хорошо снимать и главным становится вопрос не КАК, а ЧТО снимать? Важно первому находить интересную тему, людей, места.  Либо брать обычную тему, но рассказывать ее своим художественным языком.  
 
Я много путешествую по миру, в то же время мне очень хочется снимать в России, но пока не получается по времени. Потому что все съемки я в основном делаю для кого-то, а для себя нужно время, вложения. В этом, кстати, большая сложность профессии – зачастую нужны серьезные вложения, как материальные, так и временные, чтобы «сделать» какую-то тему.

При этом важно понимать, что серия фотографий – не всегда история. Важны детали, отношения людей на картинках, эмоции, чтобы редактор мог сопроводить серию связным лаконичным текстом, а читатель или зритель поняли о том, что ты хотел сказать.
 
- А в чем специфика работы репортажного фотографа?

- Очень важно установить контакт с людьми, которых ты хочешь снять.  Идеальный способ для этого – улыбка. Люди сразу начинают улыбаться тебе в ответ. Правда, если ты хочешь сделать кадр с какой-то внутренней драматургией, то улыбка может нарушить правильное настроение.

Для хорошей съемки нужно установить контакт с человеком, чтобы он к тебе привык, а для этого нужно провести какое-то время вместе, иначе герой начинает позировать.

 
- Ты помнишь, Алексей Никишин на своем мастер-классе сказал, что лучшими бывают первый и последний кадры? Первый потому, что герой считает, что съемка еще не началась, а последний – потому что он считает, что съемка закончилась.

- Да, но чтобы хорошо получился первый кадр, к нему нужно быть готовым технически. Вот почему важна постоянная тренировка. Съемка спортивных событий, например, в них никогда нет возможности повторить кадр, все нужно делать очень быстро.
 
- А еще?

- Если хочешь быть незаметным, надо очень сдержанно одеваться, не выделяться из толпы. Нельзя агрессивно нападать на людей. Нельзя снимать, если кто-то против этого.  Ищите другого героя, который согласится, чтобы вы его сфотографировали.  Но иногда не нужно, чтобы человек знал, что вы его снимаете. Лично у меня есть ряд приемов в таких случаях: например, я беру камеру, прицеливаюсь, снимаю и в видоискатель вижу, что меня заметили. Сразу отвожу фотоаппарат в сторону и смотрю сквозь героя или за него, будто я снимала что-то другое, и он как будто мне даже помешал при съемке.

И очень важно не сдаваться. Не уходить с мыслью, что вот опять мне напозировали или запретили снимать. Нужно уметь ждать.  И нужна тренировка глаза - ни дня без кадра.
 
- А как ты попала в outdoor?

- В рамках обучения  на Фотофакультете у нас проходил творческий конкурс «Скалолазание для всех». Мы всей командой поехали на скалы, где познакомились с Сергеем Шибаевым. Сергей Алексеевич пригласил меня участвовать в фестивале outdoor-прессы в Безенгах. Я тогда еще работала в школе, фотография меня очень увлекала, но я не верила до конца, что могу этим заниматься. А тут познакомилась с разными людьми, которые втянули меня в этот мир. Я очень хотела в Африку, познакомилась через интернет с белорусами, через них с французами, так стали появляться другие контакты, появилась Экспедиция «Трофи», которая заполнила мою жизнь.

Сейчас я фрилансер, работаю на проектах, но очень хотелось бы, чтобы появилось больше времени для репортажной съемки.

- А еще ты не раз говорила: «Ребята, учите языки»
 
- Ну конечно (улыбается). Никто не хочет снимать «в стол». Всех интересует реализация и отдача от своей работы. Тем более сейчас, когда нет фотоальбомов и публикации - это один из немногих способов самореализации фотографа. А чтобы публиковаться, нужно контактировать. Нужно писать, предлагать темы, предлагать свои работы. Европейский и мировой рынки фотографии в разы больше, чем российский. Языки очень нужны.

- Также ты говорила о «беспроблемности» характера, которая нужна в экспедициях.
 
- Мой характер очень непростой и нелегкий. Но я работаю над собой. Я знаю, как это важно, особенно в экстремальных условиях, подчинить свои желания желаниям команды, терпеть, спокойно переносить трудности, не жаловаться.  Если ты позитивен, люди питаются от тебя. Никто не любит нытиков. Так что в определенных ситуациях нужно обязательно поступаться какими-то своими принципами и желаниями. Если это нужно для съемки – тем более.

Кстати, я бы хотела отметить, что важно еще быть подготовленным к экспедиции: спортивным, автономным, понимать, как обезопасить себя, учитывать специфику местности или вида деятельности, которую ты снимаешь. Мне кажется важной идея вашей Школы – научить фотографа быть самостоятельным на «рельефе». Это очень здорово.
 
- А как в России фотографы работают? Как строить отношения с медиа?

- Я очень мало работаю в России, но принципы, полагаю, те же, что и заграницей. Работаешь либо с агентствами, либо напрямую с редакциями.  Устанавливаешь контакты с журналами, пишешь письма, кстати, из больших изданий приходят ответы даже чаще, чем из некрупных. Работает много интернет-агентств, которые борются за фотографов.  Агентства открыты для молодых фотографов и новых тематик.
 
- Таня, расскажи, пожалуйста, что нужно подготовить и взять с собой фотографу для  автономного пребывания в экспедиции?

- (Смеется). С одной стороны, я идеальный пример. С другой – совсем нет. Путешествие налегке – это не про меня. Я ходячий офис. Я абсолютно автономна в путешествиях: беру с собой инверторы, чтобы 12 вольт преобразовывать в 220, тройник, удлинитель и так далее. Всем фотографам я очень советую иметь накопитель-просмотровик. Он очень удобен, когда не хочется компьютер с собой брать или если есть риск его потерять. Я пользуюсь Epson, он - идеальный. В Индии, например, мне нужно было съемку очень быстро переслать в редакцию. За три часа дороги я отсмотрела и отформатировала все, что нужно. Идеальная вещь для фотографов, которые путешествуют. Конечно, я беру всегда с собой вспышку – мало ли что, и штатив маленький.
 
При этом у всех самых известных фотографов подход такой – чем меньше вещей, тем лучше. Потому что если все это придется таскать, то это отвлечет от работы. Так что выберите камеру, выберите минимально необходимую линейку объективов, чтобы сумка не была тяжелой.

И главное, чтобы тебе самому было комфортно, чтобы не было мыслей о замерзших ногах или о том, что ты сгорел на солнце.
 
- Расскажи о твоих сегодняшних учениках, какими они пришли и какими бы тебе хотелось их выпустить через неделю?

- Самое важное и самое интересное, что есть в работе Школы – это возможность увидеть, что другие сняли в тех же условиях, что и ты. Это интереснее, чем просто съемка и просто оценка преподавателем.  Мне интересно работать и делиться своими впечатлениями. Для меня наше общение, как обмен опытом. Я хочу, чтобы по окончании нашей работы слушатели начали думать, что есть что-то другое, другой подход, другие идеи.

Меня порадовало сегодня, например: после того, как я показала свои картинки, один из участников сказал кому-то из коллег: «У меня сейчас новые идеи появились, я бы все по-другому снял».

Это значит, что они будут искать что-то новое. Нереально научить фотографии, творчеству, можно только сподвигнуть и дать стимул. Если люди приедут на курс и начнут снимать чуть-чуть по другому, по–разному, будут искать свой авторский почерк  – это будет успехом нашего курса.
 
- А тебе было бы интересно приехать к Ане Пиуновой на скалолазание?  (Следующим курсом Школы экстремальной фотографии будет авторская программа Анны Пиуновой  по съемке скалолазания  в сентябре в Крыму).

Да, мне очень интересно посмотреть, как другие преподают и как Аня снимает.  Мне интересно самой попробовать полазать,  мне хочется чего-то нового, а представить, что я открываю какую-то грань своей жизни и со мной нет фотоаппарата – невозможно (улыбается).  
 
- И напоследок: почему ты называешь фотографии картинками?

- (Смеется) Репортажники называют свои работы «карточками». Но для меня это очень пафосно. Я еще только учусь. Мои картинки – это будущие карточки.