Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31308

«В нас присутствует хорошая доля здоровой безбашенности…»

«В нас присутствует хорошая доля здоровой безбашенности…»


Член сборной Красноярского края по альпинизму и обладатель образовательного гранта «Стипендия Red Fox» Илья Ефремов об особенностях красноярского альпинизма и не только...




Илья Ефремов – молодой и амбициозный альпинист, хорошо известный всем, кто наблюдал за перипетиями очных Чемпионатов России по альпинизму в Цее (2007) и в Узунколе (2008).  Это интервью мы взяли у Ильи в октябре прошлого года - сразу после того как он стал обладателем жетона «Спасение в горах» № 185. Тогда тренерский совет сборов отметил высокий уровень подготовки Ильи и наградил его образовательным грантом «Стипендия Red Fox».
Прошло совсем немного времени – и вот уже мы наблюдаем ,как Илья вместе с товарищами штурмует заветную для многих вершину – Ушбу.
Неплохой повод для публикации интервью с нашим героем.






Скромный учитель биологии и химии по образованию, кандидат в мастера спорта по альпинизму, Илья с друзьями по команде заслуженно получили звание чемпионов в 2007-ом и стали бронзовыми призерами в Узунколе. Его имя всегда в списке участников и призеров чемпинатов и кубков Красноярского края. Из недавних достижений – победа на Чемпионате России в скальном классе «Байкал-2010».

 - Илья, как и когда ты начал заниматься альпинизмом?

- Альпинизмом занимаюсь 6 лет. Занятия этим видом спорта предопределило географическое положение Красноярска и близость «Красноярских Столбов». Ходил на скалы, нравилось лазать, смотрел на спортсменов, и однажды решил тоже поехать в горы,  попробовать себя. И понеслась… В 2009-ом году закончил Красноярскую школу инструкторов и теперь работаю инструктором на УТС Красноярского клуба альпинистов.

- Да, Красноярский край славится яркими именами альпинистов, наверное, именно благодаря «Столбам». Ты патриот своей «малой родины»?

- Не любое место подходит под определение "малая родина". Это понятие можно отнести к тем местам, где человек испытывает или испытывал сильные чувства: любовь, дружба, радость победы, преодоление страха... "Столбы" очень хорошо подходят под понятие "малая родина". Я люблю "Столбы", мне нравится их атмосфера, нравятся "столбисты" – люди со своим особенным отношением к окружающему нас миру.

- А при общении со спортсменами из других регионов, ты видишь разницу в обучении альпинизму? Можно ли говорить о существовании «собственного почерка» у красноярцев?

- Когда начинают заниматься альпинизмом “нормальные” люди, не красноярцы, они записываются на сборы и едут в первый раз в горы, пробуют там лазать и т.д. В Красноярске все наоборот: приходит человек на "Столбы", лазает несколько лет по скалам, достигает достаточно высокого уровня, и когда он чувствует, что хочет большего - едет новичком в горы. Но это не обычный новичок: он умеет достаточно хорошо лазать, при этом, имеет очень смутное представление об организации страховки, так как на "Столбах лазал в основном free solo". Отсюда и вытекает "красноярский почерк": мы много лазаем без страховки, и поэтому в нас присутствует хорошая доля здоровой безбашенности (смеется). А еще мы очень любим якорные крючья и северные стены зимой (улыбается).

- Главное, чтобы «здоровая безбашенность» не повредила самому здоровью... Чему, на твой взгляд, учит альпинизм?

- Дружить. Воспитывает много положительных качеств личности, учит жить полной жизнью, по-настоящему.

- Какие амбиции ты преследуешь в этом виде спорта?

- Разряд или мастерские баллы, по сути, не являются для меня целью. Высотный альпинизм пока малоинтересен. Я предпочитаю технические восхождения, хочется совершить восхождения в Йосимитах, Патагонии, Альпах, Новой Зеландии, Каракоруме, Гималаях. Пройти именно стены.

-    В такие грандиозные планы вписывается создание семьи или для молодого альпиниста лучше с этим подождать?

-    Это, наверное, самый главный вопрос в жизни альпиниста. Я за создание семьи, и если ты любишь, о каком "подождать" может идти речь? Человека любят за то, что он такой какой есть. Если девушка выбирает суженым альпиниста, значит ей нравятся его качества характера и отношение к жизни, а если не нравятся долгие разлуки, тогда и выбирать нужно домоседа, который проводит свой досуг с пивом перед теликом.
Вообще альпинизм ведь многогранен: это не только северные стены зимой (улыбается). Это и Крым, и множество других теплых районов, куда можно поехать вместе с любимой. Хорошо, если она тоже любит полазать, а нет - так пусть загорает и наслаждается красотой гор, ведь они чертовски красивы и постоянно манят нас от насиженных мест .

- А для тебя альпинизм спорт или образ жизни?

- Долго убеждал себя, что альпинизм это только спорт, но серьезное занятие любым видом деятельности накладывает свой отпечаток на жизнь. Поэтому альпинизм для меня стал образом жизни.

- Какое восхождение за твою спортивную деятельность стало самым сложным и запоминающимся?

- К сожалению, мне пока не удаются сложные зимние восхождения по разным причинам... Но особенно запомнилась серия восхождений на Чемпионате России в Узунколе. Тогда мы сходили 6 маршрутов (4 – 5Б и 2 – 6А) за 2 недели с учетом того, что Чемпионат был приостановлен на несколько дней из-за непогоды и спасработ. Классный район, интересные маршруты и супер-команда, в которой, помимо меня, было два моих друга Николай Аникевич и Георгий Калита.

- Илья, сейчас многие говорят о том, что в советские времена альпинизм был другой и лучше. Чем на твой взгляд отличается альпинизм сегодняшний от советского альпинизма? И какие плюсы ты видишь сейчас?

- Ну, это, по-моему, типичный конфликт отцов и детей. Через 20 лет я тоже буду говорить, что вот раньше альпинизм был лучше (смеется). В советской школе было много хорошего, но были и минусы. Сегодня те же маршруты ходят гораздо быстрее. Конечно, уровень снаряжения вырос, но и уровень спортсменов нельзя недооценивать. Сейчас нет искусственного торможения роста спортсмена, не надо ходить на схоженность, за смену можно сходить максимальное количество маршрутов, насколько ты готов - никто тебя не ограничивает как раньше.

- Если бы ты стал президентом Федерации альпинизма России, что изменил или добавил бы в первую очередь?

- Не ограничивать выход на первую 6А жетоном, но КМСа не присваивать без жетона. Наверное, стоит ограничить количество Чемпионатов России по альпинизму, чтобы поднять статус и уровень Чемпионата - сделать один в год. А остальные соревнования назвать кубками. Таким образом, мы получим один ЧР, который выиграть будет особо почетно и несколько этапов кубка России.




- То есть ты предлагаешь вновь поднять планку для получения КМС, а не МС, как это было в советские времена. Почему?

- Во-первых, почему 6А, а не 5Б, например? Во-вторых, нет смысла искусственно ограничивать спортсмена в повышении своего уровня, опять же, это мешает перворазряднику участвовать в Чемпионатах России.  А если ты за разряды рубишься, то добро пожаловать на Жетон. Еще одной проблемой Жетона я вижу его территориальное расположение: он у нас один и только на Кавказе, а из Сибири или Дальнего Востока ехать далеко и дорого.
На мой взгляд, программу Жетона должен знать каждый альпинист, начиная со второго разряда. Этому должны обучать инструктора на местах, на сборах и тренировках. Только как добиться такого качества обучения как на Жетоне - это вопрос…

- Ты свой жетон получил, следуя тем правилам, которые есть на сегодняшний день. Если у тебя пока нет цели получить мастера, то какие «пробелы» ты планируешь восполнить наличием жетона?

- В первую очередь, это новые знания и умения, обмен опытом с альпинистами из разных регионов. Но также это возможность быть ответственным за безопасность на альпмероприятиях.

- А что для тебя стало самым сложным в обучении на Жетон?

- Приседание на одной ноге во время тестирования (смеется). Я вообще считаю этот норматив спорным. Возможно, стоит его исключить. В целом, учебный процесс построен очень грамотно, поэтому особых трудностей не было.

- Что бы ты добавил или изменил в программе обучения на Жетон?

- Перечень некоторых теоретических вопросов, такие как законы для аттестации на спасателя, например, нужно давать до приезда на Жетон, чтобы можно было дома подготовиться, а на месте больше уделить время практике.

- Тренерский состав выбрал тебя в качестве стипендиата Red Fox за достижения в обучении. Как ты считаешь, какими качествами и умениями должен обладать курсант, чтобы получить стипендию?

- Стипендиат должен быть хорошо подготовлен, соответствовать уровню своего разряда по альпинизму и добросовестно учиться.

- И напоследок, что ты посоветуешь курсантам будущих сборов на Жетон?

- Быть готовым ко всему (улыбается).




Справка:

Образовательный грант «Стипендия Red Fox» учрежден в декабре 2009 года генеральным партнером Федерации альпинизма России – компанией Red Fox.
За 2010 год выдано 11 грантов, покрывающих расходы на обучение: 5 – в Центральной школе инструкторов альпинизма и 6 - на сборах «Спасение в горах».
На 2011 год компания Red Fox совместно с ФАР планируют выделить курсантам ЦШИ и Жетона 14 образовательных грантов на общую сумму в почти 300 тысяч рублей.