Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 32268

«Канченджанга - достаточно серьезный тест. Но я считаю, что он необходим!» Николай Тотмянин

«Канченджанга - достаточно серьезный тест. Но я считаю, что он необходим!» Николай Тотмянин

источник: www.redfox.ru

28 марта стартовала интернациональная гималайская экспедиция на Канченджангу. В числе участников и представители сборной команды России по альпинизму Алексей Болотов, Глеб Соколов и Николай Тотмянин. В качестве подготовки к экспедиции «Зимнее восхождение на вершину К2», спортсмены планируют подняться на Главную вершину Канченджанги.



Во время визита Виктора Козлова и Николая Тотмянина в офис Red Fox нам удалось побеседовать с Николаем, руководителем одной из штурмовых групп альпинистов зимней экспедиции на К2, Заслуженным Мастером Спорта, обладателем Золотого Ледоруба, о восхождении на третий по высоте восьмитысячник мира - Канченджангу.


RF: Каковы сроки экспедиции?

Н.Т.: Мы стартуем 28 марта. Обратные билеты на 29 мая. В принципе, сроки можно передвинуть. Но пермит до конца мая. Да и быстро не сбежать, - в этом районе достаточно сложный трекинг. Первое время спускаешься, а потом то 500 м вверх, то 500 м вниз. И относительно протяженные участки. Причем, только первая ночевка может быть в классической лоджии. Больше на маршруте для туристов ничего не предусмотрено. Вообще трекинг занимает 10 дней, но, я думаю, мы за 6 справимся. К тому же, сроки еще зависят и от погоды. Хорошо, что сейчас весна. Осенью там каждый день дожди, и пока доедешь до гор, сил на восхождение значительно меньше. А весной светит солнышко, сухо.

RF: Николай, расскажите поподробнее о маршруте.

Н.Т.: Мы идем с той стороны, где была 2-я советская экспедиция. Точно по их пути, даже базовый лагерь в одном и том же месте. Это классика, откуда совершали восхождение англичане в 1965 году. А дальше большинство участников экспедиции планирует просто взойти на Главную вершину (8586 м). Канченджанга - 3-й по высоте восьмитысячник мира после Эвереста и К2. Она находится на самом востоке Гималаев. Канченджанга имеет 5 вершин (в переводе «5 сокровищниц больших снегов»). Одна вершина меньше 5000 м, а 4 выше: Западная, Главная, Средняя и Южная. В 1987 г. 2-я советская экспедиция прошла траверс Канченджанги. Кстати, в этой экспедиции принимал участие директор компании Red Fox Александр Глушковский. Они сходили тогда немыслимое количество восхождений. И по отдельности на каждую, и в разных комбинациях: на Главную и Западную, на Южную и Западную, прошли два траверса с севера на юг и с юга на север. Там были и бескислородные восхождения, и с кислородом. Это был немыслимый рекорд всех времен и народов. А сейчас у нас главная задача - просто подняться на Главную вершину. И если будет хорошая спортивная форма, время и позволит погода, может быть, попробуем сделать траверс маленькой группой, вдвоем-втроем, без кислорода.

RF: С точки зрения климатических условий, это будет сложное восхождение?

Н.Т.: Из всех восьмитысячников Канченджанга - самая восточная. А все, что находится на краю, как правило, всегда подвержено катаклизмам. И сам массив располагается с севера на юг, а не с запада на восток. Поэтому получается, что восьмитысячный хребет стоит своим фасадом навстречу западным ветрам. Это первая высокая вершина, которая открыта всем ветрам с той стороны. Муссон туда приходит раньше. С одной стороны, нет ничего холодного, но зато все влажное и мокрое. Внизу дождь, вверху снег. А в некоторых местах вообще абсолютная влажность.

RF: В это время на Канченджангу не планируется других экспедиций?

Н.Т.: Я думаю, что мы будем не единственными. В прошлом году на Канченждангу была организована корейская экспедиция, в которой участвовала знаменитая корейская дама, намеревающаяся стать первой женщиной, покорившей все 14 восьмитысячников. Чтобы осуществить свою цель, она делала восхождения на 4 горы за сезон. И вроде бы корейская федерация усомнилась, что она была на Канченджанге. Поэтому, скорее всего, параллельно с нами корейцы тоже будут совершать восхождение. Но я не думаю, что там окажутся какие-то коммерческие экспедиции. Вот Эверест - самая высокая гора, и все хотят попасть на нее. А Канченджанга... Не думаю, что там будут люди, которые приехали на один раз, сходили на самую большую гору и забыли. Вообще на Канченждангу обычно организуются 2-3 экспедиции за сезон. Ведь существуют еще варианты восхождения с других сторон. Это с севера (северный базовый лагерь), из Непала, подход со стороны Жанну. Но оттуда можно попасть только на Главную вершину. И еще есть вариант с востока, из Индии. Здесь очень редко бывают экспедиции, но периодически случаются. Так что можно подняться на вершину и столкнуться нос к носу с кем-то с другой стороны:).

RF: Какие цели Вы преследуете, отправляясь в эту экспедицию? Хватит ли времени на восстановление перед «Зимним восхождением на вершину К2»?

Н.Т.: Во-первых, я рассматриваю это как подготовку к зиме. Если лето провести без высоты, то будущей зимой будет очень тяжело. С одной стороны, это тренировка. А с другой - конечно, большое потрясение для организма. Поэтому, если мы его нормально перенесем, значит, готовы. Если заболеем, - зимой надо будет усерднее готовиться, лечиться, тренироваться. Это достаточно серьезный тест. Но я считаю, что он необходим! Все, кто будет участвовать в «Зимнем восхождении на вершину К2», обязательно куда-то поедут. Например, Валера Шамало отправится в район Эвереста. Вместе с остальными участниками экспедиции он хочет подняться по новому маршруту на Нуптцзе из Западного цирка. После Нуптцзе, когда наступит 1 июня и можно будет купить пермит на Эверест по летним ценам (на 50% дешевле), они еще планируют взойти и на сам Эверест. Как раз они уже будут акклиматизированы. В общем все члены команды, которые будут участвовать в зимнем восхождении на К2, если не весной, то летом точно поедут на высоту: на пик Коммунизма или пик Корженевской, или на Хан с Победой, или на Эльбрус. Мы уже так привыкли. Если сезон пропустил, то появляются мысли «готов - не готов». А если куда-то сходил, то можешь чувствовать себя уверенно.

Во-вторых, каждый год появляется новая экипировка. Конечно, в каких-то вещах мы все консерваторы. Так, одну шапку носишь 20 лет, - она считается счастливой и не хочется ее менять. А с другой стороны появляются какие-то новые более технологичные изделия. Поначалу к ним относишься с опаской, но ведь, возможно, они позволят тебе на порядок увереннее себя чувствовать. Надо просто пробовать, тестировать и применять в тех экспедициях, которые планируются в будущем. Тогда будешь знать, что эта вещь тебе точно поможет, а другая будет совсем бесполезна. То, что было раньше, казалось верхом совершенства. Но все настолько быстро меняется...Появляются новые материалы, технологии.

Так, например, в прошлом году я протестировал ботинки Zamberlan Denali во время восхождения на Эльбрус. И могу точно сказать, что до 7000 м в них можно спокойно ходить.

Более высотную модель Zamberlan Everest 8000 я опробовал во время экспедиции на пик Победы. Тоже очень доволен. Я знаю, что казахи ездили на Лхотцзе в этих ботинках и уверенно себя чувствовали.

 Сейчас проверю эту модель чуть выше: Лхотцзе - 5-я по высоте, Канченджанга -3-я, на 200 м выше:).

RF: Спасибо, Николай, за приятную беседу! Желаем Вам удачного восхождения!


Red Fox - экипировочный спонсор Николая Тотмянина

Red Fox - генеральный экипировочный спонсор зимнего восхождения сборной команды России по альпинизму на верши
ну K2