Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31690

Материалы по разбору несчастных случаев с альпинистами, происшедшими в 2003 г.

Материалы по разбору несчастных случаев с альпинистами, происшедшими в 2003 г.

 

1. Несчастный случай, происшедший 9 февраля с участниками УТС альпклубов МГУ и МЭИ (г.Москва) при восхождении на в.Монах с юга по ЮЗ гребню, 2Б кат.сл.

Альпинисты Сидорин Юрий и Зенякин Сергей (по 26 лет, 2 сп.р.) с 27.01 по 8.02 принимали участие в УТС в Цейском ущелье. После окончания сборов и отъезда участников и инструкторов двойка решила совершить самостоятельное восхождение на в.Монах (2760).

9 февраля около 8 часов утра Сидорин и Зенякин вышли из лагеря, в 10-оо начали работать на маршруте, а в 15-оо сообщили по радиосвязи, что находятся в районе 4-го жандарма и, несмотря на снегопад, продолжают движение к вершине. На следующий сеанс связи в 18-оо и на аварийную связь группа не выходила.

10 февраля сотрудники Северо-Осетинской поисково-спасательной службы приступили к поисковым работам. При осмотре маршрута в бинокль была обнаружена веревка, оставленная на 2-м жандарме для возвращения по пути подъема (рекомендовано в описании). Поиски на маршруте продолжались несколько дней, и только 16 февраля под 3-им жандармом, на 80-100м ниже гребня в крутом узком скальном заснеженном кулуаре спасатели обнаружили тела погибших. Спусковое устройство Сидорина находилось в сдвоенной веревке, которая проходила через метровую петлю из основной веревки, продетой в последнее отверстие швеллерного крюка. Зенякин к веревке привязан не был, но веревка опутывала его тело.

Можно предположить, что несчастный случай произошел 9 февраля около 18-оо при спуске (была обнаружена записка с вершины). Зенякин спустился первым, но не закрепил нижние концы спусковых веревок и не организовал для себя самостраховку. При спуске Сидорина вырвался единственный крюк и, падая, Сидорин с веревками сдернул Зенякина. Дальнейшее падение обоих на 80-100м привело к их гибели.

Причинами несчастного случая явились нарушения обеспечения правил безопасности, что усугублялось плохими погодными условиями и состоянием рельефа. Кроме того имелись тактические ошибки - поздний выход на восхождение, что при малом запасе светлого времени в зимний период при ухудшившейся погоде могло привести к неоправданной спешке и нарушениям в обеспечении безопасности.

2. Несчастный случай, происшедший 18 июля с участниками альпбазы "Безенги" при восхождении на в.Шхара, С ребру, 5Б кат.сл.

Группа-двойка: Романов Е.В. (кмс) /С.-Петербург/ - Никитаев В.В. (1р) /Москва/ вышла на восхождение 12 июля в 5-зо с бивуака под началом маршрута и к 17-оо дошла до плановой ночевки. 13 июля с утра непогода, но в 12-оо продолжили восхождение, также как и 14 июля. 15 июля при выходе на вершинный купол пошел снег, опустилась сплошная облачность. На вершину вышли в 16-оо, метель усилилась, начали спускаться по СВ гребню (5А к.сл.). Вскоре потеряли ориентацию, ветер штормовой, снаряжение обледенело. Поставили палатку. 16-17 июля понемногу спустились с Восточной Шхары на плато, заночевали.

18 июля солнечное утро, холодно. На плато под настом глубокий, рассыпчатый снег, страховка ненадежная. Первым шел Романов, поднялся на гребешок, выводящий с плато на СВ гребень Шхары, и скрылся за перегибом. Никитаев, дождавшись когда веревка выберется, начал движение по следам первого. В это время первый сорвался, видимо, попав ногой в пустоту или небольшую трещину, скрытую под настом (удалось предположить по следам) и не смог задержаться на крутом и жестком склоне, быстро набрал скорость. Для Никитаева рывок оказался полной неожиданностью, и пролетев 10-15 метров, он упал в бергшрунд, где остановился и закрепился. При этом Романов упал с гребня на глубину примерно 50м, попал в крутой ледовый кулуар.

Никитаев закрепил на ледобурах веревку, спустился по ней к Романову и констатировал его смерть. Завернул и закрепил тело на 2-х ледобурах, поднялся наверх и дальше продолжил спуск вниз самостоятельно (по маршруту 5А). Сообщить по рации о случившемся он не смог (село питание).

Спускающегося Никитаева заметили вечером из Джанги-коша, а утром 19 июля его встретила у подножья стены (на "подушке") двойка альпинистов.

Гибель Романова Евгения Васильевича (66 лет) произошла вследствие травм, полученных при падении на глубину 50 метров.

Причиной срыва явилась, видимо, личная случайная неосторожность с потерей равновесия, а затем неконтролируемое падение.

Обстоятельствами, способствовавшими аварии, послужили: переутомление при суровых условиях восхождения, особенно на спуске, превышение сроков восхождения при отсутствии видимости и плохих погодных условий.

Работы по снятию тела с маршрута провести первоначально 22-24.07 не удалось из-за непогоды. 5.08 группа в количестве 5 чел. под руководством Кочана Г.М. (мс) вышла по маршруту, 6.08 достигла места аварии под Вост. Шхарой, подняла тело на гребень и подготовила его к спуску. 7.08 был начат спуск тела на репшнуре (400м) без сопровождающего в направлении лавин-ного желоба. Спуск не удалось завершить, т.к. тело через некоторое время застряло в рантклюфте (на высоте примерно 4700м). На данной стадии работы были прекращены, и тело (с согласия родственников) было оставлено на месте.

3. Несчастный случай, происшедший 13 августа в группе учебно-тренировочного сбора ФА,СиЛ С.-Петербурга при восхождении на в.Домбай (З), с запада, 4Б к.сл.

Группа в составе: рук.- Генкин И.А. (кмс), Поленов Д.Ю. (кмс), Деев Д.И. (2р), Кириченко Р.С. (2р) после двух дней непогоды вышла на восхождение с Птышских ночевок 13 августа в 4-оо. В 6-15 начали движение по маршруту. Поднимались связками Генкин-Поленов, Кириченко-Деев, движение авто-номное, иногда организовывались перила. К 10-оо было пройдено примерно

7 веревок. Затем первым вышел Генкин при страховке Поленовым, нахо-дившемся на полке. Генкин поднялся на 15 метров, забив два промежуточных скальных крюка. В 10-15 произошел срыв Генкина, который упал на полку, ударившись об нее, и задержался на страховке. К нему сразе же подошли Деев и Кириченко и стали оказывать первую медпомощь. О случившемся по радиосвязи сообщили в спасотряд, и получали рекомендации от врачей. Видимых повреждений на теле Генкина не было, он жаловался на ногу и плечо. Ему были сделаны обезболивающие уколы, была организована станция для спуска пострадавшего. В 13-оо Генкин потерял сознание, пропало дыхание, пульс не прощупывался. По рекомендации врача сделали еще укол, и стали проводить искусственное дыхание, но в 13-30 констатировали смерть Генкина.

Транспортировочные работы были проведены силами МЧС и сбора оперативно.

Обстоятельствами, способствовавшими возникновению несчастного случая, явились: недостаточное умение ориентироваться на маршруте, когда стало ясно, что идет не по маршруту, группа не дооценила объективную сложность выбранного пути, приняла неверное решение о продолжении движения вверх вместо возвращения с маршрута восхождения.

Непосредственной причиной гибели Ильи Генкина (34 года) явились травмы (разрыв печени и внутреннее кровоизлияние) при падении по скалам на глубину 20 метров.

4. Несчастный случай, происшедший 7 ноября в учебном отделении НП-2 Камчатской ФАиС при восхождении на вулкан Козельский, 1Б к.сл.

Учебное отделение под руководством инструктора III категории Вавиленка В.В. (С.Дружинин, Н.Трухов, В.Кивля, Н.Макренко, А.Шинкевич - все знач-кисты) 7 ноября с 9-зо до 15-оо совершило восхождение на вулкан Козельский (3456), ЮВ склону, 1Б к.сл. Погода в этот день была ветреной, температура до минус 10 градусов, порывистый ветер. Состояние маршрута представляло преимущественно фирновые склоны, заглаженные ветрами, обледенелые предвершинные скалы; поэтому участники группы сразу же двигались, надев кошки. Спуск с вершины на плато осуществлялся попеременно связка по связке, а затем развязались и двигались индивидуально. До места ночлега оставалось пройти по плато примерно 30 минут и спуститься по крутому склону (30 градусов, 250м). Группа растянулась. Идущие первыми, участники предпочли более короткий спуск с плато по 40 градусному фирновому склону, который ранее часто использовался при спуске в плохих погодных условиях.

Вавиленок В.В. с Н.Труховым шли последними. В 19-оо Вавиленок спускался ниже Трухова, который, как выяснилось впоследствии, случайно зацепился кошкой за гамашу, упал и покатился вниз. Вавиленок бросился наперерез, но сбитый сорвавшимся, также покатился вниз. У обоих попытки самозадержания оказались безуспешными, они остановились только на выкате склона, где уже ранее оказались остальные участники группы. Трухов был в сознании, жалуясь на боли в спине, а Вавиленок был в шоковом состоянии, получив при падении переломы: открытый правой и закрытый левой голени. Двое участников группы отправились в домик за носилками, на месте происшествия остались Кивля и Дружинин. С их слов, Трухов попил чая из термоса, принял таблетку барал-гина, но в течение 40 минут его состояние ухудшилось. При транспортировке он потерял сознание, в домике зафиксирована его смерть. Вавиленок позднее на носилках был транспортирован при содействии группы В.Мавричева, спустившейся с маршрута 2А к.сл., а затем группой спасателей МЧС, вызванных по рации, доставлен в 3 часа ночи в горбольницу. Тело Трухова было транспортировано вертолетом МЧС на следующий день в судмедотделение Елизовской больницы, где определили тупые травмы грудной клетки и брюшной полости, смерть наступила от тромбоза крупных сосудов.

Гибель Трухова Николая (24 года) произошла вследствие травм, полученных при падении по собственной неосторожности на фоне утомления после прове-денного восхождения.

Обстоятельствами, способствовавшими несчастному случаю, по мнению местной комиссии, явился потенциально опасный путь спуска с плато к домику, а также отсутствие контроля за состоянием Трухова со стороны инструктора Вавиленка В.В. При позднем выходе на восхождение спуск осуществлялся в сумерки, что затруднило визуальный контакт между участниками группы.

Анализ несчастных случаев (НС) является одним из основных направлений в уменьшении травматизма спортсменов. Только после выявления истинных причин, повлекших за собой тот или иной НС, появляются возможности для снижения вероятности его повторения.

Спортивно-техническая комиссия федерации альпинизма России настоятельно рекомендует руководителям альпмероприятий включать в свою работу по профилактике несчастных случаев ежегодный разбор НС, происшедших с альпинистами в данном горном районе. Перечень НС по годам 1992 - 2003 г.г. подготовлены Стариковым Г.А.; были разосланы своевременно в местные федерации альпинизма, а за 2000-03 г.г. были опубликованы в интернет-журнале "RISK.RU", имеются на сайте ФАР за 1999-2003 г.г.

СТК ФАР просит всех руководителей альпинистских мероприятий руководствоваться "Рекомендациями по разбору несчастного случая при занятиях альпинизмом", утверждеными на Правлениии ФАР 4 марта 2002 г.

Спортивно-техническая комиссия Федерации альпинизма России.