
Альпинист - друг индейцев
Альпинист – друг индейцев
Источник:
http://extreme.sport-express.ru/sport_36/news/6518/c/
В декабре 2008 года экспедицию альпинистов под руководством Александра Одинцова, собиравшегося завершить восхождение на вершину Аутана в Венесуэле, взяли в плен местные индейцы… Читайте рассказ Александра о пребывании в племени, побеге и планах на будущее.
на фото Денис Провалов на фоне в. Аутана
В декабре 2008 года все, кто интересуется горами и альпинизмом, были поражены сообщением, добравшимся до России из Венесуэлы: "Нас захватили индейцы. Мы уже 2,5 дня находимся на реке Siparo в деревне Cinio Unia. Нас трое: Одинцов, Провалов и Павел Рощупкин. Остальные в базовом лагере. Есть информация, что в базовый лагерь приходили вооруженные люди. Нас пока не отпускают. Надеемся сбежать".
Как же так? Экспедиция была организована в дружественную (судя по газетным передовицам) страну, более того, в 2007 году и Провалов, и Одинцов, и Валерий Розов уже побывали в том же месте, частично совершив восхождение на вершину Аутана, со скального массива которой Валера сделал бейс-прыжок. В тот раз взойти до вершины не удалось, поэтому российские альпинисты вернулись в джунгли в 2008-м. Приехали, закупили продукты, разбили базовый лагерь… Вышли под стену, начали восхождение… И тут – индейцы, плен, побег – просто Фенимор Купер какой-то!
О том, что это был за плен и какие индейцы помешали Александру Одинцову и его команде во второй раз завершить проект, рассказал сам организатор экспедиции.
Участники экспедиции:
Александр Одинцов, Юрий Бушманов, Игорь Царук, Михаил Бакин, Евгений Прилепа, Денис Провалов, Павел Рощупкин, Илья Кирсанов.
Рассказывает Александр Одинцов.
"В декабре 2008-го мы уже долезли до половины стены. И вот, что называется, не буди лихо, пока оно тихо: я сидел по центру стены, жарища. И говорю: Игорь, как хорошо у нас все идет, быстро складывается!.. Не прошло и минуты после того, как я это сказал, заработала рация, по которой доктор Бакин из базового лагеря передает: "Давай быстро вниз, тут пришли какие-то маоисты!" Я ему: какие маоисты, мы не в Непале! Он говорит: не знаю, какие, но очень решительно выглядят, хотят нас порубать в капусту!
О "гуронах" и "могиканах"
С течением времени выяснилось, что мы попали в межплеменные разборки. Изначально договаривались о восхождении с одним племенем но, как выяснилось, не с тем – у наших было бойцов поменьше (мы их назвали "могиканами"). Существовало еще одно – более многочисленное и воинственное племя "гуронов", которое наших "могикан" ни во что не ставило. Вот когда я понял, почему в 2007 году нас завозили на Аутану с такими предосторожностями - мы не ночевали в деревнях, спали на каких-то хуторах. Команду быстро затараканили в джунгли и, как выяснилось, об этом никто не знал! В том числе не знали "гуроны", поэтому прыжок Валеры и прошел. Мы даже не догадывались, что такая ситуация существует. А оказывается, этой истории много лет, ребята давно друг друга ненавидят – вылитые гуроны и могикане. Или ирокезы с команчами. Никакие власти не имеют там никакого влияния. Даже военные не в состоянии на них повлиять – так стало как раз в период правления Чавеса.
От иностранцев индейцы хотят добровольных взносов и так далее. А тут еще история – в 2006-м в этом районе совершали восхождение немецкие спортсмены из команды Red Bull, которые показались индейцам классическими богатыми гринго…
Словом, к нам пришли вооруженные ружьями "гуроны", с намерением нас забрать из базового лагеря. Но в этот момент в лагере находился Паша Рощупкин, который 18 лет живет в Венесуэле (он не умеет говорить с индейцами - каждое племя разговаривает на своем языке; но менталитет понимает). Он сумел их уболтать: ребята, мы завтра приплывем к вам на собрание вождей! И "гуроны" ушли.
Раз обещали, надо плыть – понятно, что со стороны индейцев это был не единичный заход. Мы собрали вещи: догадались взять гамаки, газовую горелку с баллонами, немного еды, спутниковый телефон. Отправились втроем – Провалов, я и Паша.
Только подошли к реке - причалила пирога, в которой сидело человек 20 бойцов с ружьями, они уже были готовы идти нас забирать и грабить лагерь ("могикане", кстати, тут же разбежались).
Паша снова уболтал "гуронов": мы же пришли, поедем в ваше племя! Сели в пирогу, поехали - это часа три по реке: Амазония, приток Ориноко, который уходит вглубь территории страны. Нас везли сначала вверх по течению, а потом вниз – на речку Сипаро.
Уроки занимательной этнографии
Привезли нас троих в "гуронское" племя, сидим, ждем. Хорошо, что догадались взять вещей и еды – кормить и поить нас там не собирались. У нашего базового лагеря "могикане" разбежались ("гуроны" обещали, что придут их резать – наши ребята ночью посты выставляли). Сидят, ждут, и они и мы. Ничего не происходит.
К нам даже никто не подходит. Повесили гамаки. Какие-то ходят скво индейские, детишки в реке купаются… Каждый четный час между нами и лагерем связь по спутнику. И тут, как назло, через день у меня кончились деньги на телефоне! Пацаны решили, что нас съели! Хорошо, что смс отправлялись, я попросил пополнить баланс. Кстати, в этот день и было отправлено то самое смс, переполошившее российский интернет.
Так проходит день. На второй мы начинаем психовать. Уйти из деревни невозможно – через джунгли бесполезно, только по реке. Смотрим, к нам по берегу направляются такие колоритные персонажи!.. Сами индейцы одеваются в эдакие европейские обноски – футболки, шорты, ходят босиком, полуголые – тепло же. А к нам идут два мужика – все в перьях, в бусах, с какими-то зубами дикобраза на шее – ну как в кино! И курят при этом: в правой руке у них по обычной сигарете, в левой – самокрутка, видимо, с чем-то бодрящим. Идут и дуреют на глазах. Один из них оказался вождь, другой – шаман. Говорят – пошли! Будем разбираться. Ну, думаем, может что-то решиться?
Общались мы с ними следующим образом: Паша переводил с русского на испанский, у них был толмач с испанского на индейский. Собрался целый совет – представители окружающих племен, председательствуют два ряженых покуривающих папуаса. Происходит следующее: встает какой-то человек, начинает говорить. Индейцы кто рукоплещет, кто размахивает побрякушками, кто-то соглашается. Потом говорит другой. Паша спрашивает – что он сказал? А толмач вместо того, чтобы переводить, сам принимает участие в обсуждении, типа: вас это не касается. Наша судьба решается, а нас не касается? Все это длилось где-то пять часов подряд. И тут я предложил: давайте я выступлю!
И начинаю речь: "Дорогие товарищи индейцы!.." Паша, видимо, еще фраз от себя добавил – в итоге стало пять предложений. Индеец-переводчик переводил их пять минут. Что он говорил, бог его знает, но тоже хлопали. Но понятнее, что происходит, не стало: вождь курит, дурдом полный. Так ничем это собрание и закончилось, в результате чего нам сказали: ждите решения вашей судьбы.
А между тем, суть нашей речи была такова: мы не богатые гринго, мы бедные русские клаймберы. Опустившись до "сказочного" лексикона, мы говорили примерно следующее: мол, "гринго" вашу гору зачаровали (имея в виду ситуацию 2006 года), а мы хотим снять с нее чары; "гринго" испортили вашу гору, мы хотим ее улучшить, снять с нее веревки и так далее. То есть, все для вас.
И вот что нам напереводил толмач: к вам, то есть, к русским, мы хорошо относимся и не имеем никаких претензий. Вы, наверное, хорошие люди. Мы вас отпустим, но пусть ваш вождь придет к нам, проявит уважение... (Я не уверен, кстати, что они знают, кто такой Чавес, но у каждого должен быть свой вождь, и они понимают, что у нас тоже должен быть.) Мне как-то не пришло в голову сказать: вот он я, вождь, уже пришел! Потому что мы начали с того, что мы - бедные альпинисты, а вовсе не какие-то там вожди. В общем, наши переговоры закончились ничем.
Наши взяли водокачку
Наутро Денис Провалов проснулся в 6 утра и видит – грузится та же самая пирога, на которой нас привезли, в нее садятся те же самые молодцы и куда-то уплывают. В 6 утра. Мы заподозрили неладное. Во время связи предупредил: ребята, от нас ушла пирога – не за вами ли? И пока мы переговаривались, в наш лагерь приплыли эти бойцы, и давай его грабить.
Украли веревки, каски – уж не знаю, зачем. Деньги и документы пацаны сразу попрятали на себе. Забрали видеокамеру. Хотя где ее там заряжать? Покидали вещи в баул, порезали веревки на части. "Я уже живой, а они мои сапоги примеряют" – так об этом сказал Игорь Царук. Притом как индейцы реагируют – начинают примерять вещи, у них из рук вырываешь, они: ну ладно, не получилось. Но еще не вечер! Но все равно нам все достанется... У пацанов самый популярный анекдот после этого был, когда в палату к больным заходит мужик и спрашивает:
– Кто сдавал в пятницу анализы?
– Ну, я.
– А какой у вас рост?
– А вы что, доктор?
– Нет, я плотник!
В общем, "могикане" убежали, "гуроны" все поворовали. Но ребят не забрали, взяли только Илью Кирсанова (еще одного толмача). Погрузили барахло в баулы и утащили. Пока мы с племенем переговаривались – в конце дня подплывает пирога, оттуда выгружают наши баулы, выходит Илья белого цвета. Он тоже много лет в Венесуэле, говорит: все тут останемся, отсюда не выберемся. Будем работать на кокаиновых плантациях или поубивают – спишут на колумбийцев…
А мы, видимо от незнания, не прониклись серьезностью ситуации - черт их, индейцев, разберет? Денис Провалов - боевой парень, он все разведал, говорит: "Спокойно, выберемся ночью. У индейцев - четыре лодки, три лодки топим, на одной – уплываем". И это реально возможно, индейцы же нас не охраняют – никакого присмотра нет. Они вообще как дети, дикари есть дикари.
Хотя живут не то чтобы при первобытном строе – у них есть электричество, бесплатный бензин от правительства (который и так стоит в 8 раз дешевле, чем питьевая вода – бак литров 50 - 1 доллар). Генератор у них есть, дома некие построены.
И вот Денис решил, что мы сожжем генератор! Разработали план, назначили время побега – потому что была уже полная безнадега. Никто конкретно ничего не говорит, не поят, не кормят. У нас галеты кончаются. Только все решили – и тут случилось Рождество, 24 декабря.
В соседнюю деревню привезли "огненную воду", куда поехала половина нашей деревни, в том числе вождь и наш Паша. Где он их всех и напоил вусмерть (можно было просто побросать индейцев в речку и перебить всю деревню – все были никакие). А Паше бутылка рома только для разогрева – он наших похитителей еще и домой вез…
В итоге, когда Паша с вождем опрокинули по первой рюмке, он с ним побеседовал в таком ключе: "Хинди-руси – бхай-бхай, мы - лучшие друзья!" Вождь расчувствовался, и Паша ему: завтра мы уплываем. Вождь – уплывайте! Хау, я все сказал! И упал пьяный.
Огненная вода и трубка мира
Мы собрались, погрузили в лодку моториста (потому что иначе получается, что мы ее украли) и уплыли с ним. Взяли все наши шмотки – их как выгрузили, так они на берегу и лежали. Забрали наших пацанов, которые спустились к реке из лагеря. Интересный момент: как лагерь эвакуировать, так появились "могикане" - рассчитывали подобрать то, что осталось - и успешно это осуществили. А мы взяли пацанов и уехали в Порто Аякучо (Puerto Auacucho) – в принципе, в цивилизацию, откуда нас вывозили на военном самолете.
Будет ли третья попытка восхождения? Недавно Паша Рощупкин мне прислал письмо из Венесуэлы о том, что поехал в племя "гуронов" налаживать контакты, курить трубку мира с тем вождем, который сказал "Хау!" Повез индейцам дары в виде рома.
И, судя по письму, у нас все должно получиться. Мы изначально не хотели ссориться с "гуронами", поэтому не стали воровать лодку, жечь строения – хотя руки у Дениса очень чесались!"
Комментарий пресс-секретаря ФАР Анны Столбовой:
"После получения смс о плене, мы связались сначала с МИДом, потом с посольством России в Венесуэле. Не сразу, но нам ответили: они знают этот район, знают, что там неспокойно. Для того чтобы найти Александра Одинцова и членов его экспедиции, наше посольство планировало привлечь Национальную гвардию Венесуэлы. Они сказали, что единственный способ решения проблемы – отправить туда военных. Хотя военные очень неохотно вмешиваются в дела индейцев".
Продолжает Александр Одинцов.
"Понятно, почему военные не хотят вмешиваться: индейцы очень злопамятные и мстительные – им совершенно, напрочь неизвестно чувство благодарности – по крайней мере, мне так показалось. Так что военным тоже не хочется получить укол отравленной колючкой в джунглях. А индейцы - как бывает: ты кому-то что-то подарил - и тебе что-то хорошее делают. Люди из тех племен же воспринимают все как должное: берут, поворачиваются, уходят, даже не повернув головы кочан. Такое впечатление, что они сразу забывают то, что произошло. Так что кормить их бесполезно. Иностранцев индейцы воспринимают то ли как полезных домашних животных, которых надо доить, то ли как идиотов. Они совершенно не понимают, зачем кому-то куда-то лезть. На нашу мысль, когда мы обещали "расколдовать" их гору, одним из ответов была интересная фраза: "Наши дети подрастут, залезут и расколдуют!" Вот такое сознание у людей. Детское.
Но мы все-таки планируем на будущий Новый, 2010 год, попытаться выпить с вождем рюмку огненной воды".
Подготовила Наташа Полетаева
Результаты поиска
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию
- Чемпионат России, технический класс, Каравшин
- НС 2015. Безенги, Джанги-тау
- Андрей Волков: «Альпинизм тренирует в тебе человека»
- Скоростной забег на пик Черского. Открыта регистрация
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию