Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас на сайте 31473

Шлямбурные крючья

Все статьи

Автор: Васильев Андрей

Шлямбур

В строительстве шлямбуром называется ручной инструмент, которым пробивается отверстие. В альпинизме данное название постепенно перешло на точку страховки. В других странах шлямбур называется анкер или болт.

____________

Можно выделить два вида шлямбуров по принципу установки: распорные и клеевые.

В распорных используется расширяющийся [EL1] болт и проушина. В качестве болта сейчас применяется клиновая конструкция, при которой распорное усилие создается путем затягивания гайки.

Клеевые (химические) анкера [EL2] представляют собой проушину с длинной ножкой, вклеиваемую в скалу. В скале сверлится отверстие, в которое помещается специальный состав на основе полиэфирных смол и отвердителя, затем в отверстие забивается анкер.

Отдельно необходимо упомянуть спиты. Спит — это твердосплавная коронка, накручиваемая на пробойник. С помощью нее пробивается отверстие, затем в основание вставляется клин — и коронка окончательно забивается в породу. В резьбовое отверстие болтом прикручивается проушина. Надо отметить, что прочность спита ниже прочности классического шлямбура, но зато бить его значительно быстрее, чем стандартный десяти- или двенадцатимиллиметровый шлямбур.

Распорный шлямбур


Клеевой шлямбур


Спит


Из чего изготавливают шлямбуры?

Наиболее дешевый и распространенный вариант — оцинкованная сталь. Более дорогой, но более устойчивый к коррозии вариант — нержавеющая сталь (дороже, но долговечнее). В качестве проушин для спитов часто используют алюминий (не требуется большая нагрузка).

Опасность шлямбуров

Большинство из нас впервые встречаются со шлямбурами на скалодроме, где их надежность не вызывает никаких сомнений. Поэтому с самого начала закладывается стереотип абсолютной надежности данной точки страховки.

Причины, по которым шлямбур может вылететь:

1. Некорректная установка (живой камень, перетянутая гайка, слишком мягкий известняк, некачественный клей, другое)

2. Коррозия

• например, близость к влаге или морю (морская влага — это раствор солей (электролит). Коррозии может быть подвержена не только оцинкованная, но и нержавеющая сталь. Коррозия также способна «уходить» внутрь проушины (для этого достаточно любой микротрещины или повреждения при установке, например удара молотком);

• использование оцинкованного уха и анкера из нержавеющей стали или наоборот. Так как это материалы с разным электрохимическим потенциалом, то в присутствии влаги мы получаем гальванический элемент. Результаты такой коррозии видны буквально через несколько недель после установки — явные следы ржавчины в месте контакта.

Резюме
Безусловно, шлямбур является одной из наиболее надежных точек страховки, но есть масса причин, по которым эта ситуация может измениться. Даже идеально забитый шлямбур с течением времени подвергается коррозии, температурным колебаниям и теряет прочность.

7162